Контрольно-измерительные приборы автомобилей уже давно «выросли» из электрических в электронные. Произошло это на смене поколений классов евро 2 и евро 3. Но до сих пор они так же легко проверяются, как и на самых первых модификациях. А если точнее, то не приборы проверяются как таковые, а цепь датчик-провод-указатель. Я пока не затрагиваю спидометр и тахометр (о них напишу отдельно).
Напомню, что почти все датчики (давления масла, температуры двигателя, уровеня топлива) работают по принципу изменения сопротивления в зависимости от изменения физических измеряемых величин. Например, при увеличении температуры, сопротивление датчика уменьшается и стрелка указателя поднимается к большему значению. Это значит, что если снять провод с датчика и подключить его к «массе», то указатель будет «зашкаливать», что собственно и происходит, потому что в этом случае сопротивление равно нулю.
Что это нам дает? Когда один из указателей перестал работать, Вам достаточно снять провод с датчика и замкнуть его на корпус, а затем понаблюдать за тем как ведет себя прибор. Если стрелка отклонилась на максимальное значение, то проводка и указатель в порядке, нужно заменить сам датчик. А если указатель не реагирует, то нужно проверить его, подсоединив тот же провод к «массе», но уже непосредственно возле самого указателя. Это позволит определить в чем причина несправности: обрыв провода или проблема с указателем. И тогда Вам не придется возить автоэлектрика до «Головных сооружений» или «89-й буровой» (как у меня часто бывает). Весь поиск неисправности занимает иногда секунд 30, не больше.
Если же отказали все приборы сразу, то вероятнее всего проблема в питании, так как они, почти все запитываются с одного провода. Проверьте предохранитель и ищите неисправность в проводке. Что касается электронных панелей приборов «Элара» и «Амитек», то при проверке вышеописанным методом не всегда стрелка принимает наибольшее значение. Например, при замыкании провода с датчика уровня топлива (Камаз евро 4) на «массу» стрелка устанавливается на меньшее значение и загорается лампочка сигнализатор. Надо сказать, что к топливозаборнику Камаза этой модификации подключается четыре провода. Пусть это Вас не пугает. Первая пара (синий с зеленой полосой и черный) это провода от указателя и «масса» соответственно. А вторая пара (оранжевый и черный) это питание подогрева фильтра грубой очистки. Кстати, в моей практике был случай, когда и указатель, и датчик были исправны, а синезеленый провод целый, но при этом стрелка указателя начинала «гулять» при включении любого мощного потребителя (напр. отопитель, фары или подогрев зеркал). Причина оказала(сь в плохой «массе» на одном из черных проводов. Так что имейте это ввиду. А проверить исправность датчика все так же просто. Для этого достаточно поставить перемычку между синим и черным проводами. Если при отключении разъема датчика стрелка «ползет вверх», то после установки перемычки возвращается в нулевое положение.
Кроме того, панель приборов «Амитек» имеет функцию самодиагностики. Чтобы ей воспользоваться, достаточно многократными нажатиями кнопки со стрелкой вниз выбрать режим «тестирование». Затем активировать его нажатием кнопки со стрелкой вправо. Если стрелки приборов ведут себя так, как это пишется на цифровом дисплее (макс. значение-среднее значение-мин. значение), то скорее всего указатели исправны. Отключить режим можно удерживанием одной из кнопок около 3-х секунд.
Не знаю, удалось ли мне понятно объяснить то, как проверяются приборы, но надеюсь, что Вам не придется обращать за такими пустяками к автоэлектрику в Усинске. Не бойтесь пытаться решить проблему самостоятельно. Однако если двигатель Вашего автомобиля управляется ЭБУ («мозгами»), а Вы не уверены в своих действиях, то Вы всегда можете позвонить мне для получения бесплатной консультации. Что касается проверки приборов автомобилей класса ниже евро 2, то лично мне заниматься такой работой не очень нравится, потому что это слишком просто. Удачи Вам!