Культура обращения нашего водителя с двигателем корнями уходит в глубокий совок, когда главными девизами ухода за автомобилем были «хороший стук сам вылезет», «тянуть до последнего», «проволока и изолента спасут автоиндустрию». Культура вырабатывается с годами и сильно зависит от наличия запчастей, финансов и, главное, знаний. Максимально глубоких знаний в каждой мелочи, каждом клапане и каждой релюшке. Несмотря на то, что запчастей сейчас просто навалом и от голода тоже редко умирают, со знаниями просто беда. Такая важная мелочь, как свеча зажигания, может настолько сильно влиять на работу двигателя, тем более современного, что для многих это покажется фантастикой. Тем не менее, сделаем попытку разобраться в некоторых видах свечей, узнать для чего, почем и какие свечи стоит купить при следующей замене.
Ресурс свечей зажигания
Как у и каждого устройства и приспособления, у свечей тоже есть свои недостатки. Они связаны главным образом с нестабильным и некачественным искрообразованием и низким ресурсом. В среднем, свеча сможет пройти не больше 30 тысяч, а это говорит о том, что каждых 8-9 месяцев приходится их менять. Если этого не сделать вовремя, ухудшается искрообразование, полнота сгорания топливно-воздушной смеси, вот и начал расти расход бензина и стала падать мощность. Да и это не все, можно привести еще с десяток негативов, которые образуются в связи с износом свечей.
Свеча, грубо – это просто два электрода и изолятор. Опять-таки, грубо, чем быстрее выгорают электроды, тем хуже. Тут возникает первое противоречие. Дело в том, что чем меньше площадь электрода, тем искра мощнее и интенсивнее. Точечный источник разряда — самый эффективный. Мощная искра — это полное и безостаточное сгорание бензина, высокий КПД двигателя в целом, высокая мощность на выходе. Поэтому к материалу, из которого выполнены электроды, конструкторы присматриваются очень пристально и до недавнего времени только нихром мог обеспечить достаточный срок службы свечи. Он плавится при температуре в пределах 1500°C, при том, что температура внутри камеры сгорания постоянно пульсирует до 2,5-3 тысяч градусов. Естественно, что в таких адских условиях нихромовые электроды долго не протянут и выгорают с частотой в 20-30 тысяч км.
Бороться с этим можно, но только наращивая массу электродов, точнее, площадь их поверхности, тогда выгорание происходит медленнее, но и искрообразование более вялое. Вот почему производители предлагают свечи с тремя боковыми электродами — они влияют только на ресурс, а искра, какая была, такая и остается. Более того, наращивание массы электродов в ряде случаев приводит к элементарным пропускам воспламенения, поскольку искра стает более холодной и не в силах поджечь рабочую смесь. Если говорить о высокооборотистых двигателях, спортивных или нагруженных, тогда происходит вообще неприглядная картина. Если в штатном режиме смесь еще как-то воспламеняется, то при резком росте давления, когда педаль газа в пол, её скачок может достигать 15-22 атм. со штатных 5-8 атм. В этом случае вполне закономерно ухудшается мощность, количество вредных соединений в выхлопе, повышается расход топлива. Но выход из этой, казалось бы, тупиковой ситуации был найден лет десять назад.
Иридиевые свечи зажигания NGK
Почему иридиевые и почему NGK — объясняется достаточно просто. Около 90% всех свечей, которыми комплектуются автомобили на конвейере и 80% объема всех свечей рынка запчастей в мире, сделаны японскими компаниями NGK и Denso. Последние — дочернее предприятие Тойоты, а первые сотрудничают практически со всеми ведущими производителями автомобилей. Именно поэтому им стоит доверять в первую очередь, хотя это не значит, что Bosch или Brisk хуже. Они другие. NGK открыли первый свечной заводик в 1936 году, в Европе оказались уже после 1946 года, а сегодня их свечи ставят на конвейере Ferrari, Honda, Bentley, Rolls-Royce. Драгоценными металлами компания начала интересоваться десять лет назад и сегодня продолжает изучение применения благородных металлов в свече зажигания.
Драгметалл интересен, в первую очередь, высоким ресурсом. Объясняется это просто. Иридий имеет температуру плавления 2454 градуса, платина 1769, а никель только 1453 градуса. Штатная температура работы свечи не превышает 700-900°C, а на перепады и резкие скачки температур мы уже жаловались выше. Следовательно, чем выше температура плавления металла и чем сложнее условия, в которых этот металл плавится, тем меньше вероятность эрозии, то есть выгорания электродов. Коль так, тогда есть возможность сделать электрод с минимальной площадью, а это даст мощную искру. Так, диаметр иридиевых или платиновых электродов в свечах NGK BCPR6EIX-11 и Денсо (Denso) VQ20 составляет всего-навсего 0,5 мм. Этот микроскопический наконечник зафиксирован на электроде лазерной сваркой.
Уже отмечалось, что чем меньше площадь электрода, тем электростатическое поле, которое создается между электродами, сильнее, тем мощнее искра, меньше электричества необходимо для образования искры. К тому же фронт пламени на иридиевых или платиновых свечах не распространяется куда попало — электрод имеет форму конуса и расширяется к основанию. Но и это не все преимущества иридиевых или платиновых свечей. Есть такое понятие, как самоочистка от нагара. Как правило, она начинается в температурных пределах 260-300°С, а в свечах с применением драгметаллов происходит дополнительное очищение от нагара благодаря специальной канавке между электродом и изолятором. Еще один характерный штрих, по которому можно узнать свечи NGK — V-образная проточка на центральном электроде, которая способствует смещению фронта искрообразования ближе к рабочей смеси. Похожие выемки имеет и свеча Денсо ik20, но на боковом электроде.
Правильный подбор свечи по автомобилю
Рано или поздно, но приходит момент, когда необходима замена свечи, каким высоким ее ресурс ни был бы. Тогда встает вопрос о подборе, поскольку NGK выпускает массу моделей иридиевых или платиновых свечей. Марка свечи строго определяется типом мотора, а точнее, калильным числом зажигания. В двигателе выделяется определенное количество тепла и в каждом конкретном типе мотора оно разное. Так, движок с турбиной может выкручивать до 7000 об/мин, в то время, как для обычного ВАЗовского мотора 5000 об/мин — потолок. Следовательно, калильное зажигание и марка свечи должна соответствовать температурному режиму внутри камеры сгорания. Судя по отзывам, на ВАЗ хорошо показали себя свечи NGK BCPR6ES11. Ресурс у этих свечей оказался втрое больший, чем у обычной свечи, но и цена стабильно высокая — около десяти долларов за штуку. Экономически иридиевая или платиновая свеча все равно выгоднее обычной не только из-за высокого ресурса, но и из-за преимущества при запуске мотора на холодную, отсутствии необходимость снимать свечи, чтобы их почистить, зазор в таких свечах не регулируется, а остается стабильным.
Детальное видео о свечах NGK
При выборе свечей зажигания очень важно прислушиваться к рекомендациям производителя как двигателя, так и свечи, и строго соблюдать рекомендации, которые касаются марки, зазора между электродами и момента затяжки свечи.