Организационное поведение и управление персоналом в наше время стало возможным за счет изучения структуры и особенностей каждой профессиональной сферы деятельности. Наиболее важную роль здесь играют профессиограммаи психограмма. Рассмотрим более подробно, что раскрывают их понятия и структура.
Понятие и структура профессиограммы.
Профессиограмма — это описание структуры и особенностей любой профессиональной деятельности, а также социально-экономических, производственно-технических и психофизиологических условий и требований, предъявляемых самой профессией к человеку. Она позволяет наиболее эффективно выполнять профессиональные требования, создавать условия для развития личности сотрудника и получать продукт, необходимый для общества. Она же указывает наиболее возможные пути приобретения психологических качеств, профессионального обучения и переобучения, повышения квалификации и переквалификации, а также переориентации, если потребуется для данной профессии. Отсюда следует, что профессиограмма обязана отражать перечень качеств человека, необходимых для выполнения профессиональной деятельности и стоящих на пути к успешному осуществлению деятельности, определяя индивидуальность специалиста.
Структура профессиограммы выглядит следующим образом:
точный адрес, т. е. конкретная профессия, включающая определенный спектр специальностей, различающихся по специфике предмета труда или объекту воздействия;
объем умений, знаний и навыков, требуемых для подготовки или переподготовки персонала. Содержательная сторона включает: требования и условия, предъявляемые к профессиональной подготовке; содержание подготовки по конкретной специальности; характеристики и свойства, отражающие профессиональную, нравственную и познавательную направленность каждой личности; состав и объем профессиональной подготовки;
психофизиологические противопоказания и требования к профессии. Профессиограмма позволяет отражать психофизиологические и личностные особенности, препятствующие осуществлению профессиональной деятельности;
профессиональные вредности — конфликты с сотрудниками, постоянное напряжение, однообразие деятельности и все то, что может стать причиной профессиональной деформации сотрудника;
возможность повышения квалификации или переквалификации, если этого требует профессиональная деятельность;
моральные стимулы труда, оказывающие мотивирующее воздействие на специалиста;
учебные профессиональные заведения, осуществляющие подготовку конкретной специальности.
Психограмма как часть профессиограммы и ее структура.
Психограмма является частью профессиограммы, поскольку она характеризует основные наиболее важные требования, которые предъявляются к психологическим качествам сотрудника специальностью или профессией. Ее объем и содержание определяются значимыми целями профобучения, профотбора, профориентации, а также перемещения сотрудников и прочих элементов кадровой политики на предприятии. Психограмма составляется с помощью применения следующих источников, предоставляющих правдивую информацию:
- документы, среди которых особое место занимают положения, описания,инструкции, хронометражные таблицы;
- письменные и устные опросы работников, включающие личные наблюдения, анкеты, естественные и лабораторные эксперименты;
- данные «пилотажных» (целевых или пробных) исследований;
- эргономические исследования, проводимые на рабочих местах сотрудников — электроокулография, электроэнцефалография, киноциклография, телеметрия физиологических параметров, телехронорефлексометрия и многие другие.
Структура психологической характеристики специальности, профессии или рабочего места характеризуется следующими показателями и требованиями:
- требованиями к организации, оборудованию и условиям труда;
- требованиями к организации и регулированию психолого-педагогических аспектов труда;
- требованиями к руководителю рабочей группы: педагогу, организатору, специалисту, личности;
- социально-психологическими показателями и параметрами трудового коллектива;
- комплексом требований, предъявляемых к психике человека — психофизиологическим, интеллектуальным, нейропсихическим и личностным свойствам;
- комплексом требований, предъявляемых к психическим состояниям человека — работоспособности, эмоционально-волевым установкам, измененным состояниям;
- комплексом требований, предъявляемых к процессам адаптации, восприятия, обучения, ритма.