- Вопрос: Возможные неисправности аккумуляторных батарей, внешние признаки, причины
Неисправности аккумуляторных батарей
Производственные дефекты
Разрушение электрода от короткого замыкания в результате повреждения сепаратора при сборке. | Низкие сепараторы-конверты, приводящие к короткому замыканию. |
Не полностью формированная активная масса электрода. | Электрод без осыпавшейся активной массы. |
Таблица 1 — Производственные дефекты батарей, их признаки и возможные причины возникновения
Дефект | Признаки | Возможная причина |
Разрыв электрической цепи внутри АКБ | Напряжение на выводах батареи есть, но стартер не вращается | Разрушение мостиков* между банками. Плохая сварка полюсных клемм и т. п. |
Короткое замыкание между положительными и отрицательными электродами (пластинами) | В дефектной банке плотность ниже, чем в остальных. При заряде зарядным устройством дефектная банка не «кипит». При работе стартера в банке происходит интенсивное газовыделение | Повреждение сепаратора или неправильное его размещение в процессе сборки (фото 5). Низкое качество материала сепаратора или отклонение его размеров от допустимых (фото 6). Перекос электродов |
Недоформованная активная масса электродов | Полностью заряженная батарея не может обеспечить более двух – трех пусков двигателя, а при заряде и разряде интенсивно «кипит» | Нарушена операция формования – процесс заряда электродов |
Отрыв электродов (пластин) от соединительных мостиков | При работе стартера электролит в такой банке «кипит». При бездействии батареи плотность электролита не снижается |
Если гарантийный срок не истек и есть подозрение, что неисправность батареи появилась по вине производителя, необходимо обратиться в специализированную мастерскую. При этом надо иметь кассовый или товарный чек, а также гарантийный талон с датой продажи и наименованием организации-продавца. К тому же обязательно, чтобы в нем были указаны характеристики батареи на момент продажи — плотность электролита, напряжение на выводах без нагрузки и т. д. Это поможет проведению экспертизы.
В мастерской должны установить причину неработоспособности АКБ или снижения ее характеристик. Результаты исследования батареи заносят в гарантийный талон, и если дефект производственный — АКБ подлежит замене на новую.
Эксплуатационные дефекты возникают в результате небрежной эксплуатации батареи на автомобиле. Основные нарушения — не осуществляется контроль за уровнем электролита и состоянием электрооборудования. Дефекты, приведенные в табл. 1, делают батарею практически непригодной к дальнейшему применению. Исключение составляет только оплывание активной массы электродов, да и то лишь в начальной стадии. Поскольку значительное образование шлама (оплывшей активной массы) приводит к оголению решеток пластин и потере работоспособности АКБ при включении стартера.
Детали, обеспечивающие электрический контакт между банками.
Разрушение корпуса из-за замерзания электролита сильно разряженной батареи. | Разрушение корпуса из-за взрыва смеси кислорода и водорода при уровне электролита ниже электродов. |
Коррозия (полная) решетки положительного электрода. | Разрушение и спекание сепараторов-конвертов из-за длительной эксплуатации с низким уровнем электролита. |
Таблица 2 — Эксплуатационные дефекты АКБ, их признаки и возможные причины возникновения
Дефект | Признаки | Возможная причина |
Сильное окисление полюсных клемм | Напряжение на выводах батареи есть, а стартер не крутится. Клеммы греются | Не проводилась очистка полюсных клемм |
Оплывание активной массы – оголение решеток электродов | Темный цвет электролита. Быстрое снижение напряжения батареи при работе стартера | Длительная эксплуатация батареи с низкими степенью заряженности и уровнем электролита. Вибрация незакрепленной батареи |
Замерзание электролита при отрицательных температурах | Вздутие стенок корпуса или его разрушение | Очень низкие степень заряженности (табл. 2) и плотность электролита из-за глубокого разряда АКБ |
Взрыв смеси кислорода и водорода (гремучего газа) | Трещины на крышке и стенках или полное разрушение корпуса | Уровень электролита ниже верхних кромок электродов приводит к накоплению гремучего газа, который взрывается при малейшем искрении |
Коррозия (полная) решеток положительных электродов | Батарея плохо заряжается*. Быстрое снижение напряжения батареи при работе стартера | Постоянный перезаряд из-за большого напряжения (более 14,6 В). Интенсивная эксплуатация автомобиля (более 60 тыс км. в год) |
Короткое замыкание между электродами | В дефектной банке плотность ниже, чем в остальных. При заряде дефектная банка не выделяет газ и не «кипит». При работе стартера в банке происходит интенсивное газовыделение | Большое количество оплывшей активной массы**. Разрушение сепараторов из-за низкого уровня электролита |
Причины эксплуатационных дефектов: Низкая степень заряженности (менее 75 %) может являться результатом:
- слабого натяжения ремня привода генератора;
- неисправности генератора и регулятора напряжения. При работающем двигателе на выводах батареи напряжение составляет менее 13,6 В;
- неисправности стартера, приводящие к увеличению силы тока, которую он потребляет, или повторению попыток пуска двигателя;
- окисление клемм соединений силовых проводов, что ухудшает работу стартера или заряд батареи;
- постоянное использование при стоянии в пробке мощных потребителей электроэнергии (например, обогревателя заднего стекла). Генератор не всегда может обеспечить их работу на холостых оборотах двигателя, поэтому АКБ разряжается;
- регулярные многократные прокручивания коленвала двигателя (неудачные попытки пуска) при последующем кратковременном движении. Генератор не успевает достаточно зарядить батарею.
Уровень электролита будет ниже нормы, если: • своевременно не проводить контроль его уровня. В жаркую погоду желательно производить проверку чаще, поскольку высокая температура способствует быстрому испарению воды;
- на выводы батареи подается напряжение более 14,6 В из-за неисправности регулятора напряжения. При интенсивной эксплуатации автомобиля в режиме «такси» (более 60 тыс. км в год) необходимо как можно чаще (через 3–4 тыс. км пробега) проверять уровень электролита. Также желательно, чтобы напряжение на клеммах АКБ находилось в пределах 13,8 –13,9 В. Рекомендации В случае сильного разряда можно попытаться самостоятельно установить его причину, воспользовавшись ориентировочной схемой действий. Признаки неисправности батареи могут появляться не только из-за ее дефектов. Например, низкая плотность электролита в одной из банок возникает при доливе в нее дистиллированной воды больше уровня. Добавлять электролит, а тем более кислоту в банку ни в коем случае недопустимо.
Перед зимним сезоном будет не лишним снять батарею с автомобиля и зарядить постоянным током равным 0,1 от численного значения номинальной емкости. Для батареи номинальной емкостью 55 А.ч сила зарядного тока должна составлять 5,5 А.
В зимних условиях эксплуатации, когда часто включены мощные потребители (фары, отопитель, обогреватель заднего стекла и т. п.), желательно раз в месяц проверять степень заряженности батареи по плотности электролита с учетом температурной поправки. Это поможет своевременно принять решение:
- необходимости заряда батареи стационарным зарядным устройством;
- рациональном использовании электроприборов;
- поиске неисправности в электрооборудовании.
Таблица 3 — Зависимость плотности электролита от степени заряженности АКБ
Плотность, г/см3 (+25 °С) | 1,28 | 1,26 | 1,25 | 1,24 | 1,23 | 1,22 | 1,21 | 1,20 | 1,18 | 1,16 | 1,14 | 1,12 | 1,10 |
Степень заряженности, % | 100 | 88 | 82 | 75 | 69 | 62 | 56 | 50 | 38 | 25 | 13 | менее 3 |
0 |
Таблица 4 — Температурные поправки к величине плотности электролита
Температура электролита, °С | –34…-20 | –19…–5 | -4…+10 | +11…+25 | +26…+40 |
Поправка, г/см3 | –0,03 | –0,03 | –0,02 | –0,01 | +0,01 |
Таблица 5 — Зависимость температуры замерзания от плотности электролита
Плотность, г/см3 при 25 °С | 1,26 | 1,24 | 1,23 | 1,22 | 1,21 | 1,20 | 1,18 | 1,16 | 1,14 | 1,12 | 1,10 |
Температура замерзания, °С | -58 | -50 | -42 | -40 | -34 | -28 | -22 | -18 | -14 | -10 | -8 |
Примечания
Рис. 1 Упрощенная диаграмма определения необходимости заряда аккумуляторной батареи в зависимости от температуры и плотности электролита. |
|
Таблица 6 — Ориентировочный порядок действий для выяснения причины разряда АКБ.
Проверить натяжение ремня генератора | Слабое | Отрегулировать натяжение. Зарядить АКБ | |
Нормальное | |||
Проверить надежность соединений силовых проводов и отсутствие их окисления | Есть неполадки | Устранить. Зарядить АКБ | |
Все в норме | |||
Проверить уровень и плотность электролита. Определить по ней степень заряженности АКБ для ориентировочного расчета времени заряда*. Довести уровень электролита до нормы и зарядить батарею зарядным устройством | Время заряда значительно больше расчетного | Проверить работоспособность батареи нагрузочной вилкой. При разряде током 100 А АКБ емкостью 55 А.ч напряжение на 5–7 секунде должно быть не менее 10,5 В, иначе батарея не пригодна к эксплуатации | |
Заряд прошел нормально | |||
Замерить напряжение на клеммах АКБ при оборотах двигателя 2000–2500 мин–1 сначала без нагрузки, затем с включенным дальним светом фар. Напряжение должно находиться в пределах, установленных автопроизводителем. Как правило, 13,8–14,4 В | Напряжение выходит за пределы | Неисправность генератора или регулятора напряжения | |
Напряжение находится в пределах | |||
Измерить величину тока утечки между минусовой клеммой, снятой с батареи, и «минусом» АКБ при всех выключенных потребителях. Постоянно включенные электронные устройства (часы, контроллер впрыска и сигнализация) вместе потребляют, как правило, не более 30–40 мА | Ток утечки более 50 мА | Неисправность электрооборудования | |
Ток утечки в норме | |||
Эксплуатировать автомобиль 2–3 дня в обычном режиме. Затем по плотности электролита определить степень заряженности батареи | Степень заряженности более 75 % | Возможно, имеется «плавающий» (непостоянный) дефект в электрооборудовании, не возникший за последние дни эксплуатации | |
Степень заряженности менее 75 % | |||
АКБ разрядилась из-за использования мощных потребителей электроэнергии при нахождении в пробке, на стоянке и т.п. |
* Пример ориентировочной оценки времени заряда АКБ номинальной емкостью 55 А.ч (например, 6СТ-55А). Плотность электролита при +25 0С составляет 1,21 г/см3. По табл. 5 определяем степень заряженности — 56 %. Фактическая емкость батареи — 55 * 0,56=30,8 А.ч. Ее необходимо подзарядить на 55–30,8=24,2 А.ч. Теоретическое время заряда током 5,5 А — 24,2 / 5,5=4,4 часа Действительное время заряда с учетом к.п.д. (0,85) — 4,4 / 0,85= 5,2 часа. На окончание заряда указывает бурное газовыделение. Плотность электролита во всех банках должна составлять 1,27–1,28 г/см3 (при +25 °С). |
- Вопрос: Устройство и принцип действия системы зажигания с датчиком Холла
Еще в 1879 году американский физик Э. Холл, работавший в балтиморском университете, открыл интересное явление, суть которого состояла в следующем. Если в магнитное поле поместить прямоугольную полупроводниковую пластину и к узким ее граням подвести электрический ток, то на широких гранях пластины возникнет напряжение, величина которого может быть от десятков микровольт до сотен милливольт. Однако техническое применение этого эффекта вынужденно задержалось почти на 75 лет, до той поры, когда началось промышленное производство полупроводниковых пленок с нужными свойствами. Еще позже, при развитии микроэлектроники, удалось сделать миниатюрный датчик, содержащий все необходимое – постоянный магнит микросхему с чувствительным элементом. Такое устройство обладает рядом неоспоримых достоинств.
Одна из модификаций системы с механическим распределителем и катушкой зажигания, отдельно стоящей от распределителя и коммутатора получила устоявшееся название «бесконтактная система зажигания (БСЗ)». Общая схема бесконтактной системы зажигания:
Рис. 2 Схема бесконтактной системы зажигания
- свечи зажигания
- датчик-распределитель
- распределитель
- датчик импульсов
- коммутатор
- катушка зажигания
- монтажный блок
- реле зажигания
- выключатель зажигания
А — к клемме генератора
— транзисторный коммутатор с бесконтактным датчиком — генератором импульсов типа Холла или и преобразователем его сигналов. В этом случае вместо механического прерывателя используется датчик — генератор импульсов с преобразователем сигналов, который управляет только транзисторным коммутатором, который, в свою очередь, управляет накопителем энергии.
— датчик Холла (такая модификация системы называется TI-h) содержит пластинку кремния, к двум боковым граням которой приложено небольшое напряжение. Если пластинку поместить в магнитное поле, то на двух других гранях пластинки также появится напряжение В этом состоит эффект Холла.
Рис. 3
Изменение магнитного поля вызовет изменение напряжения Холла, которое можно использовать для управления коммутатором. Магнитное поле, создаваемое постоянным магнитом, может прерываться лопастями обтюратора, вращающегося на валу распределителя зажигания. Через кремниевую пластинку пропускается ток примерно 30 мА, тогда как напряжение Холла составляет около 2 мВ, увеличиваясь с ростом температуры. Пластинка обычно составляет одно целое с интегральной схемой, осуществляющей усиление и формирование сигнала.
При открытом зазоре между постоянным магнитом и датчиком Холла пластинка выдает напряжение. Если зазор перекрывается лопастью обтюратора, магнитное поле замыкается через лопасть и не попадает на пластинку Холла. Напряжение при этом падает.
Сигнал с граней пластинки попадает в усилитель и формирователь импульсов, после чего он может управлять коммутатором (включением и выключение катушки).
Рис. 4 Конструкция генератора Холла |
1 — обтюратор с лопастями,
2 — постоянный магнит,
3 — чувствительный элемент,
4 — провода датчика.
Датчик-генератор импульсов, как правило, конструктивно располагается внутри распределителя зажигания (конструкция самого распределителя от контактной системы не отличается) — поэтому узел в целом называют «датчик-распределитель».
Коммутатор управляет замыканием первичной цепи катушки зажигания на массу. При этом коммутатор не просто разрывает первичную цепь по сигналу с импульсного датчика — коммутатор должен обеспечить предварительную зарядку катушки необходимой энергией. То есть, до управляющего импульса с датчика, коммутатор должен предугадать, когда нужно замкнуть катушку на землю, для того чтобы её зарядить. Причём, он должен это сделать так, чтобы время заряда катушки было приблизительно постоянным (достигался максимум накопленной энергии, но не допускался перезаряд катушки). Для этого коммутатор вычисляет период импульсов приходящих с датчика. И в зависимости от этого периода, вычисляет время начала замыкания катушки на землю. Другими словами, чем выше обороты двигателя, тем раньше коммутатор будет начинать замыкать катушку на землю, но время замкнутого состояния будет одинаковым.
3 Вопрос: Устройство и принцип действия стартера 29.3708
Стартер 29.3708
Техническая характеристика
Номинальная мощность, кВт……. 1,3
Потребляемая сила тока при максимальной мощности, А, не более. 260
Потребляемая сила тока в заторможенном состоянии, А, не более. 500
Потребляемая сила тока на холостом ходу, без реле, А, не более. 60
Особенности устройства
На автомобилях семейства ВАЗ с карбюраторным двигателем может быть установлен стартер типа 29.3708. Он представляет собой электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением и с электромагнитным двухобмоточным тяговым реле.
Рис. 5 Стартер 29.3708
1 – ограничительное кольцо; 2 – шестерня привода; 3 – ролик обгонной муфты; 4 – обгонная муфта; 5 – рычаг привода; 6 – крышка со стороны привода; 7 – якорь реле; 8 – обмотка реле; 9 – контактная пластина; 10 – крышка реле; 11 – контактные болты; 12 – коллектор; 13 – щетка; 14 – крышка со стороны коллектора; 15 – кожух; 16 – корпус; 17 – полюс статора; 18 – якорь; 19 – поводковое кольцо
В корпусе 16 (рис. 5) закреплены четыре полюса 17 с обмотками возбуждения, три из которых сериесные и одна шунтовая. Корпус вместе с крышками 6 и 14 стянуты двумя болтами. Якорь имеет торцовый коллектор. Задний конец вала якоря вращается в металлокерамической втулке, запрессованной в крышку 14, а передний конец — во втулке, запрессованной в картере сцепления.
Рис. 6 Схема соединений стартера 29.3708
1 – стартер; 2 – аккумуляторная батарея; 3 – генератор; 4 – монтажный блок; 5 – выключатель зажигания; Р1 – втягивающая обмотка тягового реле; Р2 – удерживающая обмотка тягового реле
Схема соединений стартера 29.3708 показана на рис. 6. При включении стартера напряжение от аккумуляторной батареи подается на обе обмотки тягового реле стартера (втягивающую Р1 и удерживающую Р2). После замыкания контактов тягового реле втягивающая обмотка отключается.
Неисправности стартера 29.3708 такие же, как у стартера 5712.3708, исключая неисправности, связанные с редуктором. Но возможна еще дополнительная неисправность: замыкание или обрыв в обмотках статора в случае если якорь стартера не вращается или вращается слишком медленно.
Проверка стартера на стенде
Рис. 7 Схема соединений для проверки стартера на стенде
1 – вольтметр с пределом шкалы не менее 15 В; 2 – стартер; 3 – реостат на 800 А; 4 – амперметр с шунтом на 1000 А; 5 – выключатель; 6 – аккумуляторная батарея
Проверка стартера 29.3708 аналогична для стартера 5712.3708. Соединения стартера на стенде выполняются согласно рис. 7. Но числовые значения параметров проверки другие.
Так, при проверке работоспособности стартера рекомендуется проверять его работу при тормозных моментах 2; 6 и 9 Н·м (0,2; 0,6 и 0,9 кгс·м).
В режиме полного торможения сила потребляемого тока должна быть не более 500 А, напряжение должно быть не менее 7 В и тормозной момент должен быть не менее 13,72 Н·м (1,4 кгс ·м).
На режиме холостого хода сила потребляемого тока должна быть не более 60 А, а частота вращения якоря 4200–5500 мин-1 при напряжении на клеммах стартера 11,5–12 В.
Рис. 8 Стартер 29.3708
1 – ограничительное кольцо; 2 – шестерня привода; 3 – ролик обгонной муфты; 4 – обгонная муфта; 5 – рычаг привода; 6 – крышка со стороны привода; 7 – якорь реле; 8 – обмотка реле; 9 – контактная пластина; 10 – крышка реле; 11 – контактные болты; 12 – коллектор; 13 – щетка; 14 – крышка со стороны коллектора; 15 – кожух; 16 – корпус; 17 – полюс статора; 18 – якорь; 19 – поводковое кольцо
Для проверки тягового реле установите между ограничительным кольцом 1 (см. рис. 8) и шестерней прокладку толщиной 12,8 мм и включите реле. Напряжение включения реле при упоре шестерни в прокладку должно быть не более 9 В при температуре окружающей среды (20±5) °С. Если напряжение больше, то это указывает на неисправность реле или привода.
Ремонт стартера
Разборка
Рис. 9 Детали стартера
1 – стопорное кольцо; 2 – ограничительное кольцо; 3 – привод с обгонной муфтой; 4 – ось рычага; 5 – передняя крышка; 6 – рычаг привода; 7 – якорь реле; 8 – тяговое реле; 9 – задняя крышка; 10 – стопорная шайба; 11 – защитный кожух; 12 – стяжной болт; 13 – регулировочная шайба; 14 – пружина щетки; 15 – щетка; 16 – корпус; 17 – якорь
Отверните гайку на нижнем контактном болту тягового реле 8 (рис. 9) и отсоедините от него вывод обмотки статора. Отверните винты крепления тягового реле и снимите его. Отсоедините якорь 7 реле от рычага 6 привода. Выньте резиновую заглушку с шайбой из передней крышки.
Отверните винты и снимите защитный кожух 11. Снимите стопорную шайбу 10, выверните стяжные болты 12 и отсоедините корпус 16 с задней крышкой 9 от передней крышки 5 с якорем 17.
Отверните винты крепления к щеткодержателям выводов обмотки статора и отсоедините корпус от задней крышки. Снимите пружины 14 и щетки 15.
Снимите стопорное 1 и ограничительное 2 кольца и отсоедините якорь от привода 3.
Расшплинтуйте и выньте ось 4 рычага из передней крышки. Отсоедините рычаг 6 от привода и выньте привод 3 из передней крышки. Привод разбирается после снятия со ступицы муфты стопорной шайбы.
Если тяговое реле разборного исполнения, то для его разборки отверните винты крепления крышки и отпаяйте выводы обмоток от штекера «50» и от наконечника, закрепленного на нижнем контактном болту тягового реле.
После разборки продуйте детали сжатым воздухом и протрите.
Проверка технического состояния деталей
Проверка технического состояния деталей стартера 29.3708 аналогична проверке деталей стартера 5712.3708, описанной в разделе 7.
Дополнительно проверьте состояние поверхностей шлицев и цапф вала якоря. На них не должно быть задиров, забоин и износа. Если на поверхности вала появились следы желтого цвета от втулки шестерни, удалите их мелкозернистой шлифовальной шкуркой, так как они могут стать причиной заедания шестерни на валу.
Проверьте надежность крепления щеткодержателей на задней крышке. Щеткодержатели положительных щеток не должны иметь замыкания с массой. Щетки должны свободно перемещаться в пазах щеткодержателей. Щетки, изношенные по высоте до 12 мм, замените новыми.
Проверьте динамометром давление пружин на щетки, которое для новых щеток должно составлять (10±1) Н [(1±0,1) кгс] и при необходимости замените пружины новыми.
Сборка
Перед сборкой смажьте моторным маслом винтовые шлицы вала якоря и ступицы обгонной муфты, шестерню и втулку задней крышки. Поводковое кольцо привода смажьте консистентной смазкой Литол-24.
Сборка стартера выполняется в порядке, обратном разборке. Подбором регулировочной шайбы 13 (см. рис. 9.38) обеспечьте осевой свободный ход якоря не более 0,5 мм. На стяжной болт, проходящий около выводов обмотки статора, наденьте изолирующую пластмассовую трубку.
После сборки проверьте стартер на стенде.
4 Вопрос:Предохранители, их тип, расположение и включение в цепь на автомобиле4314.10
Рис. 10 Схема электрооборудования автомобиля ЗИЛ 130
На автомобиле ЗИЛ 4314.10 применяются термобиметаллические предохранители: силовой на 20А (служащий для защиты участка цепи аккумулятор-амперметр-генератор) и блок предохранителей на 7,5А (служащий для защиты цепей указателей поворотов-указателей приборной доски и электродвигателя отопителя).
Типы и принцип действия предохранителей применяемых на автомобилях.
5 ВОПРОС: ТИПЫ И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЕЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ НА АВТОМОБИЛЯХ.
Тепловые биметаллические предохранители
Отдельные электрические цепи автомобиля защищаются тепловыми биметаллическими предохранителями. Применяются предохранители двух видов: одноразовые с возвратной кнопкой и предохранители непрерывного действия. Типы применяемых предохранителей указаны в таблице 41.
По конструкции предохранители типа ПР 310. ПР 315 и ПР2-Б одинаковы, устройство их показано на рис. 11. Разница между этими предохранителями заключается в номинальной силе тока, на которую они рассчитаны. Принцип работы тепловых биметаллических предохранителей основан на свойстве биметалла, который при нагреве изгибается в одну сторону, а при охлаждении его можно возвратить в исходное положение.
В пластмассовом корпусе 2 на центральном винте 7 установлена биметаллическая пластина 3 с контактами, которыми она соединяет цепь между клеммами.
Когда в цепи, в которую включен предохранитель, сила тока вследствие какой-либо неисправности выше, чем его номинал, биметаллическая пластина нагревается выше допустимой величины. Пластина начинает изгибаться в другую сторону и тем самым размыкает цепь. В исходное положение биметаллическая пластина возвращается кнопкой 4.
После устранения причины увеличения силы тока или короткого замыкания в цепи предохранитель включают кратковременным нажатием на кнопку. Включать предохранитель следует только после устранения неисправности. Включение предохранителя при неусграненной неисправности может привести к выходу из строя предохранителя.
Рис. 11 Термобиметаллический предохранитель типа ПР2-Б
1 – клемма, 2 – корпус, 3 – биметаллическая пластина, 4 – возвратная кнопка, 5 – контакт, 6 – гайка, 7 – регулировочный винт, 8 – клеммовый винт
Производить регулировку предохранителя в эксплуатации не следует. В случае выхода из строя предохранитель следует заменить новым.
Биметаллический предохранитель типа П6-3710200 непрерывного действия установлен на центральном переключателе типа П7-Б1 автомобилей ГАЗ-51А и ГАЗ-63 и несколько отличается от конструкции, описанной выше. Устройство предохранителя показано на рис. 11.
Биметаллическая пластина этого предохранителя имеет контакт только на одном конце, а другой конец приварен к основанию. Ток, проходя по биметаллической пластине, нагревает ее, а при повышении тока в цепи, в которую включен предохранитель, выше допустимой величины нагрев ее сильно увеличивается, и биметаллическая пластина изгибается, размыкая контакты. После разрыва цепи биметаллическая пластина остывает и возвращается в первоначальное положение, замкнув контакты.
Если перегрузка или короткое замыкание не прекратились, то в цепи вновь потечет повышенный ток, и биметаллическая пластина, нагревшись, изогнется и разомкнет контакты. Так будет продолжаться, пока не будет устранена причина, вызвавшая повышение силы тока в цепи предохранителя.
Работа такого биметаллического предохранителя сопровождается характерными щелчками. Возвращение биметаллической пластины в исходное положение после остывания обеспечивается выпуклостью пластины.
Предохранитель аналогичной конструкции включен в цепи стеклоочистителей легковых автомобилей. Установлен предохранитель на корпусе редуктора стеклоочистителя. Устройство его показано на рис. 12.
Аналогичной конструкции предохранитель установлен также в корпусе электродвигателей стеклоподъемников автомобиля М-13.
Для защиты электромеханизма часов легковых автомобилей применяется специальное термореле, которое смонтировано непосредственно в корпусе часов. Принцип его работы также основан на свойстве биметалла; если через биметаллическую пластинку и ее обмотку протекает повышенный ток, она нагревается и, изгибаясь больше нормального, размыкает цепь.
Рис. 12 – Термобиметаллический предохранитель стеклоочистителей легковых автомобилей
1 и 8 – клемма, 2 – держатель, 3 – скоба, 4 – биметаллическая платина, 5 – ограничитель хода, 6 – изоляционная шайба, 7 – контакты
Включение термореле после его выключения осуществляется нажатием кнопки, которая расположена на задней стенке часов. Термореле отключает электромеханизм часов при снижении напряжения аккумуляторной батареи до 8 в.
Защита электрических цепей автомобиля от короткого замыкания обеспечивается применением совокупности предохранителей, прерывателей цепей и плавких вставок. Сгоревший предохранитель легко отличить от исправного путем осмотра его прозрачного пластмассового корпуса. Внимательно осмотрите предохранитель для выявления его перегорания. Если предохранитель внешне выглядит нормально, но подозрения на его неисправность сохранились, произведите проверку проводимости между ножевыми клеммами, выступающими из его корпуса.
При замене предохранителей следите за соответствием номинала нового предохранителя номиналу старого. Рассчитанные на различную силу тока предохранители могут внешне выглядеть одинаково, поэтому особое внимание следует уделять маркировке. Замена сгоревшего предохранителя на рассчитанный на меньшую – а особенно большую – силу тока является нежелательной. Каждая электрическая цепь нуждается в разной степени защиты. Следите за тем, чтобы маркировка на корпусе предохранителя соответствовала силе тока, на которую рассчитана соответствующая цепь. Если замененный предохранитель немедленно перегорает, не разумно будет продолжать его замену. Прежде всего, следует выявить и устраните причину его перегорания. В большинстве случаев таковой оказывается короткое замыкание в электрической цепи, вызванное обрывом или повреждением изоляции провода.
Плавкие вставки
Рис. 13 Исправная и перегоревшая плавкая вставка
Защита некоторых электрических цепей осуществляется путем включения в них плавких вставок. Вставки обычно используются для защиты цепей, не оборудованных предохранителями, таких как цепь системы зажигания.
Плавкие вставки похожи на предохранители в том смысле, что выход их из строя (оплавление) легко определяется визуально.
Для замены плавкой вставки отсоедините отрицательный провод от аккумуляторной батареи. Извлеките сгоревшую вставку и установите на ее место новую. Перед заменой вставки обязательно постарайтесь определить причину перегрузки, вызвавшей выход вставки из строя.
Замена предохранителей
Для предотвращения короткого замыкания и перегрузок потребителей электрической энергии отдельные контуры защищены предохранителями. На автомобилях Хендэ используются предохранители, соответствующие последним техническим достижениям, эти предохранители имеют ножевые контакты.
Перед заменой предохранителя сначала обязательно отключите соответствующий потребитель.
Подденьте крышку блока предохранителей узкой отверткой и снимите ее.
Перегоревшей предохранитель распознается по расплавленной металлической полоске. Расположение предохранителей показано на внутренней стороне крышки блока предохранителей.
Рис. 14 Пинцет для замены предохранителей
Выньте неисправный предохранитель пластмассовым пинцетом, находящимся в крышке блока предохранителей (рис. 14).
Вставьте новый предохранитель того же номинала (силы тока).
Если вновь вставленный предохранитель перегорает через короткое время, следует проверьте соответствующую электрическую цепь.
Ни в коем случае не заменяйте предохранитель проволокой или подобными вспомогательными средствами, так как из-за этого в электрической системе автомобиля могут возникнуть серьезные повреждения.
Рекомендуется всегда иметь в автомобиле набор запасных предохранителей разного номинала. Для их хранения в блоке предохранителей предусмотрено соответствующее место.
Номинал предохранителя нанесен на обратной стороне корпуса предохранителя. Кроме того, корпус имеет соответствующий цвет, по которому можно определить номинальную силу тока.
Список литературы:
- Руководство по электрооборудованию автомобилей Автор: А. Трантер
- Книга: Электрооборудование автомобилей. Учебник для ВУЗов. Автор: Акимов СВ., Чижков Ю.П.
- Электрооборудование автомобилей Автор: В. Е. Ютт Издательство: Горячая Линия — Телеком Год: 2006
- «Автомобильный электрик» Ю.Т. Чумаченко , А.А. Федорченко, изд. «Феникс», 2003 г.