Телеведущий: путь в профессию

Его Величество случай?

Если сравнить биографии популярных телеведущих, станет очевидно, что у каждого свой путь в профессию. Телевидение придирчиво отбирает лучших, и право попасть в эфир нужно заслужить. Для начала придется минимум 2-3 года поработать на ТВ в любом качестве. Иван Демидов, например, был осветителем, Алексей Пиманов пришел на телевидение видеоинженером, потом получил второе высшее журналистское в МГУ им.М.В.Ломоносова. Теперь он не только ведущий программ «Человек и закон» и «Кремль,9», но и генеральный директор телекомпании «Останкино». Вряд ли этим людям просто повезло. Они умели добиваться поставленной цели. Хотя роль случая со счетов списывать тоже не стоит. Валдиса Пельша на концерте группы «Несчастный случай» приметил Влад Листьев и пригласил в «Угадай мелодию». Евгений Ревенко («Вести недели», телеканал «Россия») никогда не думал о профессии телеведущего, а на ТВ попал по счастливому стечению обстоятельств. У Тимура Кизякова, тогда еще студента Московского энергетического института, заболел приятель, который писал сценарные сюжеты для телепрограммы «С утра пораньше» друга надо было выручать.

Сколько программ столько путей.

Впрочем, начинать карьеру телеведущего с позиции оператора или видеоинженера на ТВ — не лучший вариант, а счастливый шанс можно безрезультатно ждать всю жизнь. Должность корреспондента или редактора более верный путь.

  • Практически все ведущие информационных и информационно-аналитических программ прошли его: Михаил Антонов, Елена Мартынова, Мария Ситтель («Вести» канала «Россия»), Ольга Белова и Евгений Борковский («Сегодня» на НТВ) и многие другие. Изучив все нюансы подготовки информационных выпусков и выхода в эфир, можно претендовать и на должность ведущего.
  • В развлекательных программах ситуация иная. Здесь успешно работают как вчерашние корреспонденты, так и актеры, певцы, спортсмены словом, узнаваемые, известные люди: Николай Фоменко («Русские гвозди, «Форс-мажор», «Проще простого»), Дмитрий Назаров («Кулинарный поединок»), Петр Кулешов («Своя игра»).
  • Комментировать соревнования и матчи, вести спортивные передачи могут не только журналисты, но и бывшие спортсмены: Мария Киселева, Иоланда Чен, Ольга Богословская, Владимир Маслаченко, Николай Писарев.
  • У авторских программ своя «история». Здесь обычно работают суперпрофессионалы неважно, в какой области. Владимира Познера в 1986 году пригласили вести телемост, потому что никто лучше него не разбирался в русско-американских отношениях. Александр Ильин, автор «Армейского магазина», был офицером для особых поручений в секретариате главнокомандующего войсками Западного направления. Николай Дроздов («В мире животных») — автор 20 книг и двух сотен статей о живой природе и один из пятнадцати консультантов Генерального секретаря ООН по экологии.

Где учиться

Какое же образование нужно получить, чтобы стать телеведущим? Не идти же, в самом деле, в Московский инженерно-строительный институт по специальности «теплогазоснабжение», которую в свое время окончил Леонид Якубович… Журналистика — то, что нужно. Только эта специальность даст необходимые знания и оптимально адаптирует к дальнейшей работе на телевидении. «Профессии телеведущего в чистом виде сегодня не существует считает Татьяна Шамарина, ректор Останкинского института телевидения и радиовещания. — Раньше дикторы только читали текст, а большинство современных ведущих выполняют и журналистскую работу: сами собирают информацию, готовят материал к эфиру».

Идеально, если в рамках специальности «журналистика» есть специализация «телерадиожурналистика». Это значит, что с третьего курса (иногда и раньше) вы будете досконально изучать особенности работы на ТВ, да и практика предстоит соответствующая. В подготовке теле- и радиожурналистов из государственных вузов преуспели Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ), Московский государственный институт международных отношений (университет МИД России) (МГИМО), Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), из негосударственных Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина (ГИТР), из специализированных Останкинский институт телевидения и радиовещания, Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино» (МИТРО).

Конкурсы на журналистику всегда очень высоки. В РГГУ почти 14 человек на место, в МГУ около 5. Такая разница в цифрах вполне объяснима: в МГУ бюджетных мест в несколько раз больше, поэтому даже при огромном количестве абитуриентов есть шанс поступить. Но, разумеется, свои силы и знания нужно оценивать адекватно требованиям вуза. Можно поступить и в любой другой институт на факультет журналистики только в Москве их около 25. Но устроиться на практику на ТВ в этом случае сложнее.

Выпускники каких вузов пользуются спросом у работодателей?

Большинство телеведущих оканчивали журфак МГУ: Андрей Малахов, Михаил Антонов, Алексей Пиманов и др. Спросом пользуются и выпускники МГИМО. Благодаря широкому кругозору и блестящему знанию иностранных языков они успешно ведут различные программы: Сергей Брилев, Ксения Собчак и др. У ведущих развлекательных передач образование может быть самым разным, здесь роль играют другие факторы. Например, Максим Галкин окончил лингвистический факультет РГГУ, но свою карьеру на ТВ начал благодаря таланту пародиста и выступлениям на сцене. Большинство ведущих телепрограмм о путешествиях учились в лингвистических вузах: Михаил Кожухов, Дмитрий Захаров и др.За место под софитами

При поступлении на факультет журналистики вас, в первую очередь, ждут творческие испытания. В каждом вузе они проходят по-своему, но везде им придают очень серьезное значение. В МГУ абитуриенты сразу ориентируются на конкретную специализацию. Хорошо, если у вас есть опыт создания телерепортажей. А наличие, как минимум, пяти работ (тексты предоставляются в письменном виде) обязательное условие. Второй этап — творческое сочинение. Дается пять тем, причем формулировка может быть самой неожиданной, от «За окном идет дождь» до «Каким должен быть президент моей страны». Грамотность второстепенна, главное — показать свой стиль, оригинально раскрыть тему, удивить экзаменаторов блестящей эрудицией. Третий этап творческого конкурса собеседование с профессиональными журналистами и преподавателями. Они уже ознакомились с вашими материалами и теперь зададут вопросы о том, как вы снимали репортаж, почему решили поступать на журфак, что знаете о Гиляровском или Герцене и т. д. Ваша задача — непринужденно, но убедительно показать свое умение общаться с людьми и способность легко обсуждать любые темы. В МГИМО схожая система. Только здесь вы сначала пишете сочинение: «Журналистика — профессия или призвание?», «Мое первое интервью (репортаж, заметка)», «Мой кумир в журналистике» и т. п. Его оценивают по 15-балльной шкале за содержание и по 5-балльной за грамотность. Второй тур — просмотр имеющихся публикаций. В РГГУ абитуриентам демонстрируется информационный телевизионный материал обычно специальный репортаж одного из центральных каналов (8-12 минут). После просмотра нужно написать рецензию. Оценивается знание материала, умение мыслить, неординарный подход к изложению. В Останкинский институт телевидения и радиовещания поступить проще, если знать один секрет: нужно окончить подготовительные курсы при вузе. По словам ректора, 99 % выпускников зачисляются без экзаменов. В противном случае придется проходить собеседование и сдавать контрольное тестирование по русскому, литературе, истории и английскому. Выполнение творческих заданий — возможность испытать свои силы и проверить правильность выбора. Но это только первый пробный камень на пути в профессиональную журналистику. В государственных вузах предстоит еще сдавать экзамены по русскому и иностранному языкам, литературе, реже — истории, а в коммерческих — пройти тестирование по этим предметам.Скучать не придется

В некоторых вузах специализации на факультетах журналистики начинаются рано. В МГУ, например, углубленно заниматься тележурналистикой можно уже с первого курса. РГГУ наряду со специализацией «тележурналистика» предлагает и более узкую «ведущий телевизионных и радиопрограмм». Петр Шульцман, заместитель директора института Масмедиа РГГУ: «Все первокурсники проходят кастинг в съемочном телевизионном павильоне читают тексты перед камерой. Причем тексты предлагаем «тяжелые», со сложноподчиненными предложениями, и смотрим, как кто справится. По итогам кастинга формируем две группы: тележурналистов и телеведущих. В течение первых двух лет обучение мало отличается, поэтому можно перейти в другую группу. А с третьего курса, когда появляются спецдисциплины, у каждой свой учебный план». В вузе есть телестудия, и еженедельно в эфир выходит телепрограмма, подготовленная силами студентов. В Останкинском институте телевидения и радиовещания, напротив, считают, что ранняя специализация ни к чему. «В рамках тележурналистики много различных направлений: ведущий, сценарист, продюсер, редактор, корреспондент, — рассказывает Татьяна Шамарина. — На первых порах студент должен попробовать себя во всех амплуа. Многие выбирают «телеведущих», просто не представляя специфику других профессий. В процессе учебы некоторые меняют мнение и решают стать редакторами, сценаристами, тележурналистами. Универсальная подготовка это плюс и при трудоустройстве». Студенты ГИТР на первом курсе изучают основы журналистской работы в печатных изданиях, на втором — на радиостанциях, а на третьем — на телеканалах. Ирина Давыдова, и. о. декана медиафакультета ГИТР: «Начиная с третьего курса проводим так называемый пресс-класс. Приглашаем в учебную телестудию интересного человека, а ребята выступают в роли телеведущих. У нас побывали самые разные люди: доктора наук, психологи, артисты. Снимаем, потом смотрим, что получилось, обсуждаем ошибки». Учебные теле- и фотостудии, где студенты могут оттачивать свое мастерство, есть и на факультете международной журналистики МГИМО.Новые звезды

После первого года обучения будущие журналисты направляются в различные периодические издания, на радиостанции и телеканалы. Они учатся писать тексты, работать с авторами, готовить материалы к эфиру и т.д. Самые инициативные находят здесь не только будущих руководителей диплома, но и работу. В РГГУ налажены тесные связи с РТР, НТВ, Первым каналом, кабельным ТВ. Некоторые студенты предпочитают радио, газеты, журналы, Интернет-издания. Студенты Останкинского института телевидения и радиовещания и МИТРО имеют преимущество перед другими вузами, поскольку учатся в здании телецентра. Уже со второго курса они выполняют отдельные задания для различных каналов: пишут сценарии, готовят репортажи, берут интервью. Выпускники работают на Первом канале, ТВЦ, Культура, Столица. Многие студенты совмещают учебу и работу, хотя преподаватели этого не одобряют. Но специфика профессии диктует свои условия: хочешь быть востребованным позаботься о будущем заранее. Например, Дана Борисова (ведущая с Еленой Хангой «Принцип Домино») стала ведущей программы «Армейский магазин» еще студенткой первого курса журфака МГУ.Запасной аэродром

Однако поступить в престижный вуз удается не всем. Есть и другой вариант: получить диплом государственного образца по специальности «журналистика» любого института, а потом пройти курсы повышения квалификации или профпереподготовки. В Москве несколько учебных заведений предлагают дополнительное образование. В Государственном институте повышения квалификации работников телевидения и радиовещания предусмотрены несколько программ. Для тех, кто уже работает на ТВ или радио, но имеет непрофильное высшее образование это курсы разной продолжительности. Двухгодичная программа рассчитана на людей без опыта работы. Форма обучения заочная. Занятия слушатели посещают только во время сессий (4 раза в неделю по 4 часа). Правда, прежде чем вас зачислят, нужно пройти кастинг. Отбор строгий. Сначала собеседование с преподавателями кафедры риторики и дикторского мастерства. Ко второму туру дается задание, например, поработать с текстом, чтобы суметь прочитать его перед камерой. Выпускники получают государственный диплом о профессиональной переподготовке. Учиться можно и не имея высшего образования, но в этом случае выдается только государственное свидетельство о пройденном курсе. Школа телевидения Останкино предлагает две программы: (9 и 18 месяцев). Предварительно нужно пройти несложное тестирование по литературе, русскому языку, истории, культурологии. Практические занятия начинаются с первых недель обучения, стажировки на телеканалах в последние два месяца. Работать телеведущими, журналистами, редакторами устраиваются около 50 % выпускников. Отличное образование можно получить и в Институте подготовки телеведущих. Это негосударственное учебное заведение, где преподает известнейший в профессиональных кругах специалист по технике речи Светлана Макарова. За сорок с лишним лет работы она научила «говорить» множество телезнаменитостей. «Сначала проводится собеседование, — рассказывает Светлана Макарова, — опыт у наших педагогов большой, поэтому сразу видим, есть у человека потенциал или нет. Затем второй тур: поступающие читают тексты на заданную тематику, рассказывают эпизоды из своей жизни. Приятная внешность и хорошая дикция это еще не все требования. Прежде чем начать работать перед камерой, нужно научиться работать над собой». Обучение в институте некий симбиоз факультета журналистики с актерской школой. Занятия проходят ежедневно по будням, 3 раза в неделю — работа в учебной студии. Стажировку слушатели проходят в программах «Доброе утро, Россия», «Вести», «Утро на НТВ», «Прогноз погоды», «Цивилизация», «Деловая Москва», «Новости культуры». И хотя трудоустройство выпускникам не обещают, большинство находит работу, в том числе на центральных каналах: РТР, НТВ, Первый канал, ТВЦ. Единственный минус высокая стоимость обучения.Учиться интересно!

Рассказывает Ольга Абрахамян, слушательница курсов Института подготовки телеведущих. Окончила МГУ, правда, не журфак, а факультет истории искусств. Второе образование получила на факультете иностранных языков МГУ (преподаватель, переводчик). Но по специальности поработать не успела. У меня всегда было желание стать телеведущей. Решила попробовать осуществить мечту. На собеседовании рассказала о своем образовании, поделилась идеей вести собственную передачу об искусстве. Имея диплом МГУ, можно было свободно говорить об этом. Учиться оказалось несложно, потому что очень интересно. Технику речи отрабатываем не только скороговорками, специальными упражнениями, но и с микрофоном. Осваиваем исполнительское мастерство: умение читать чужие тексты, подавать рекламу. Пробуем себя в разных телевизионных жанрах: интервью, комментарии, репортажи, рецензии, обозрения, дискуссии, круглые столы и т. д. Три раза в неделю работаем перед камерой. Сначала страшновато, а потом привыкаешь. Скоро предстоит стажировка на телеканалах. Каждому преподаватели стараются найти место по способностям: один лучше читает новости, другой хорошо импровизирует, третьему больше нравится журналистская работа…Внештатные ситуации — почти в каждом выпуске.

Схема работы ведущих информационных программ примерно одинакова: придумать интересные подводки (вступительные слова к сюжету), ознакомиться с собранными группой подготовки материалами и, конечно, запастись интересными фактами, которые можно будет использовать в экстренных случаях. Каждая фраза, каждая отбивка (рабочая картинка или заставка, разграничивающая различные сюжеты) должны идти в свое время, с точностью до секунды. Но внештатные ситуации происходят часто. Елена Мартынова, ведущая дневных выпусков новостей на телеканале РТР: «Новости — штука непредсказуемая. В моей практике была и трагедия с Курском, и пожар на Останкинской телебашне, и теракт 11 сентября… А о том, что захватили школу в Беслане, стало известно буквально за 20 минут до выпуска. В прямом эфире следили за событиями и тут же рассказывали зрителям о происходящем. Не исключены и технические накладки: неожиданно лопаются лампы, отказывает звук… Эта профессия для тех, кто умеет в считанные секунды собраться, сосредоточиться, а если случилась беда — не поддаться панике».Перед камерой

Зрителю должно казаться, что читать новости телеведущему так же легко, как и дышать. Конечно, тексты не учатся наизусть. Во время эфира их читают с экрана-суфлера, расположенного над камерой. Ведущему приходится одновременно читать текст, следить за выражением своего лица и слушать «ухо» (крохотное устройство связи с аппаратной), по которому каждую минуту поступают указания от режиссера и шеф-редактора.Тайны гонораров

Если до 1990-го года на территории Советского Союза действовала одна государственная телерадиокомпания, то сегодня только в России их более 1000. Но искать вакансию телеведущего в газетах объявлений и на интернет-сайтах бесполезно. Не найдете. Даже в кадровом агентстве Штаты.RU, специализирующимся на подборе медиаспециалистов, говорят, что подобные заявки бывают очень редко. Прийти на эту позицию «с улицы» нереально, желающих занять ее слишком много и внутри телекомпаний. Размер заработной платы может отличаться в разы в зависимости от рейтинга передачи и популярности ведущего. У рядового ви-джея, например, она составляет $ 1500 в месяц, у Авроры с Муз-ТВ около $ 2500. Андрей Малахов за «Большую стирку» получал $ 5000, Дмитрий Нагиев за «Окна» порядка $ 10000, Максим Галкин столько же за «Кто хочет стать миллионером». А Леонид Якубович соглашается вести программу «Поле Чудес» за $ 15 000.7 вопросов телеведущей

Дарья Спиридонова, телеведущая программы «Доброе утро, Россия!»

Не страшно появляться в эфире перед миллионной аудиторией?

Сейчас уже нет. В будние дни по 4 часа съемки, привыкаешь. А поначалу, мне кажется, любой человек перед камерой чувствует себя неуверенно. Вроде бы ты нормально говоришь, ты молодец, ты можешь, а включается камера и… смотришь с ужасом на результат.С одной стороны, надо быть естественной, с другой — нельзя быть абсолютно естественной. Не потому что не получится, а потому что не нужно. Телеведущий не может вести себя, как на собственной кухне. Это прямой эфир, огромная аудитория, и легкий мандраж необходим. Если совсем расслабиться и чувствовать себя, как дома, это кратчайший путь к непрофессионализму. Очень важны отношения с операторами. Мы делаем одно дело, и во время съемок они единственные наши реальные зрители, которые находятся непосредственно в студии. Если за камерой стоит человек, который тебе приятен и симпатичен, ты гораздо лучше выглядишь.

В утренней программе интересно работать?

Обычно в это время телевизор не смотрят специально, а включают фоном, пока собираются на работу. И сюжеты должны быть легкие, но с зерном любопытной информации. У нас есть проект «Страны мира», в рамках которого мы ездим в разные страны и снимаем ряд сюжетов. Обычно 7 штук, на каждый день недели. Это очень увлекательно. Стараемся, чтобы были красивые истории, которые могут зацепить зрителя с утра, когда он не настроен воспринимать серьезную информацию. В идеале, стремимся к тому, чтобы человек, посмотрев программу, пришел в офис и сказал: «Вы слышали? Интересная новость…»Телеведущий это больше диктор или журналист?

Бывает по-разному. В программе «Доброе утро, Россия» ведущие пишут. Мы переделываем подводки к сюжету, можем включить в эфир дополнительную информацию, если она покажется интересной. До этого работала в «Утре» НТВ — там давали готовые тексты, которые нужно было просто озвучить. Мне это всегда не нравилось. Я сама люблю писать, считаю, что невозможно работать в кадре, если не владеешь языком как устным, так и письменным. На канале «Россия» у меня появилась возможность совмещать работу ведущей и журналиста.Необходим ли в этой профессии актерский талант?

Трудно сказать однозначно. У меня нет актерского образования, а, например, в «Утре» частенько приходилось разыгрывать «сценки из жизни». Один из ведущих говорит: «Скажи, Дарья, что ты сегодня ела на завтрак?» Я говорю: «Мед». Он: «Правда? А ты представляешь, что пчелы…» И потом показывают сюжет о пчелах. Такие спектакли по типу «Здравствуй, Бим, здравствуй, Бом!» мне всегда было сложно изображать. Есть люди, у которых это получается талантливо. Хотя многое зависит от сценария. Бывает, он сделан хорошо и фразы ложатся естественно, а бывает наоборот.

Есть ли качества, особенно необходимые ведущему?

Из врожденных — сентиментальность. Телеведущие это люди, которые плачут, когда смотрят кинофильмы или читают грустные истории. Они могут экстраполировать на себя чужие эмоции, сопереживают. Да и камера «чувствует» тебя. Если ты равнодушен к тому, о чем говоришь, до зрителя не дойдут твои слова.

Кто создает Ваш экранный образ?

Ведущие информационных программ более самостоятельны в этом отношении, в отличие, например, от ведущих шоу. Они должны играть определенную роль, поддерживать сложившийся имидж, и им нужно беспрекословно выполнять указания стилиста. А мы представляем сами себя. И разногласий со специалистами по внешности у меня практически не бывает. На грим уходим за 1,5 часа до эфира (как шутим между собой на «ритуальные услуги»). Стилисты подбирают одежду, визажисты наносят грим, парикмахеры делают прическу. Мы долгое время работаем вместе, масса шуток, разговоров… Атмосфера как будто попала на вечеринку. Такой перерыв непосредственно перед выходом в эфир (после напряженной подготовки программы) очень помогает, создает «эффект нового дня». Сбылась мечта слава, деньги, поклонники? Как ни странно, большинство телеведущих приходят не за этим. Здесь другое: потребность быть всегда в курсе последних событий, любопытство, желание общаться с интересными людьми и возможность самореализоваться через все это.
Евгений Колодин

Добавить комментарий