Как научиться управлять государством

За первым дипломом

У выпускников школ, которые решили стать в будущем государственными служащими, проблем с выбором специальности быть не должно. Она так и называется «Государственное и муниципальное управление». Остается определиться с учебным заведением. В последние годы на рынке образования наметились две тенденции. Первая: конкурс в престижных государственных вузах на эту специальность неуклонно растет. В Государственном университете Высшей школе экономики (ГУ-ВШЭ), например, в 2004 г. он составлял 5,4 человека на место, а в 2005-м уже 15,3. Правда, преподаватели связывают это с проводимым в прошлом году экспериментом: абитуриентам разрешалась подавать документы и сдавать экзамены сразу на четыре факультета по выбору. Но теперь нововведение упразднено, и этим летом можно будет поступать лишь на одну специальность. Поэтому конкурс, вероятнее всего, немного снизится. Однако и в Государственном университете управления (ГУУ) наблюдается схожая ситуация: за год цифры выросли с 9,9 до 11,7 человек на место. В то же время проходной балл понизился с 24 до 23 баллов. В приемной комиссии утверждают, что дело не в плохой подготовке абитуриентов. Скорее, наоборот. Количество желающих учиться в сильнейших вузах

ежегодно увеличивается, и, чтобы отобрать лучших из лучших, учебные заведения вынуждены усложнять задания. С возросшими требованиями справляются не все. В результате проходной балл становится ниже, но поступить по-прежнему трудно. Вторая тенденция: увеличились шансы получить образование по специальности «Государственное и муниципальное управление» у тех, кто готов платить за обучение. В престижных вузах ГУУ, ГУ-ВШЭ, Московском государственном институте международных отношений (университете МИД РФ) (МГИМО), Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова (МГУ им. М.В. Ломоносова), Финансовой академии при Правительстве РФ (ФА), Российском университете дружбы народов (РУДН) как ни на какой другой специальности год от года увеличивается количество платных мест. Поступить туда проще. Но стоимость обучения впечатляет: 2000 у. е. за семестр не предел. Специалистов по государственному и муниципальному управлению готовят и коммерческие учебные заведения: Институт государственного администрирования, Московский институт управления, Московский городской университет управления, Институт бизнеса и права, Московский институт юриспруденции, Московский институт права и др. В большинстве этих вузов такого понятия, как «вступительный конкурс», вообще нет: достаточно пройти собеседование или тестирование.

Сдать экзамены и стать студентом

Чем престижнее и известнее вуз, тем больше экзаменов предстоит выдержать абитуриентам. Поступающие в ГУ-ВШЭ сдают математику, обществознание, русский и иностранный языки. В ГУУ те же предметы, за исключением математики. В МГУ им. М.В. Ломоносова проверяют знания по истории, иностранному и русскому языкам. В зависимости от того, в какой институт вы собираетесь поступать, акцент при подготовке следует делать на одном из этих предметов. Самый сложный экзамен в ГУ-ВШЭ математика. В ГУУ основной отсев абитуриентов происходит на обществознании, в МГУ на иностранном языке. Часть вузов принимает результаты ЕГЭ и предоставляет льготы тем, кто набрал максимальное количество баллов по профильному предмету (они освобождаются от остальных экзаменов). Однако таких гениев на всю страну от силы 3-4 человека. В любом случае, предоставлять в приемную комиссию результаты ЕГЭ есть смысл, только если это 90 и более баллов. Иначе после индексации оценка может быть недостаточной для поступления. В большинстве негосударственных вузов предусмотрены предметные собеседования или тестирования, иногда они дополняются профориентационными. Специалист по государственному и муниципальному управлению должен обладать в равной степени и способностью логически мыслить, просчитывать ситуацию «на ход вперед», и умением грамотно писать, убедительно говорить. Тамара Журавлева, ректор Московского института управления: «На мой взгляд, специфика российского высшего образования разносторонняя базовая подготовка. На первых курсах студенты изучают в основном гуманитарные и общепрофессиональные предметы, которые расширяют кругозор и готовят к дальнейшему усвоению специальных знаний. Из учебного плана я бы особо выделила такие дисциплины, как геополитика, исследования социально-экономических и политических процессов, демография. Благодаря им студенты учатся анализировать исторические и социальные процессы, что позволяет в будущем принимать осмысленные управленческие решения». Вряд ли эта специальность заинтересует «чистого» гуманитария или технаря. В расписании экономика и география, философия и высшая математика, статистика, финансы, различные виды права (гражданское, конституционное, административное)… А у старшекурсников преобладают предметы менеджмента: управление персоналом, антикризисное управление, социология управления, разработка управленческих решений, информационные технологии управления, управление общественными отношениями и др. Обязательное условие овладения профессией навыки реальной работы. Практика студентов проходит в органах государственной власти различного уровня, вплоть до Государственной Думы РФ. Анатолий Баев, проректор по научной работе Московского института права: «У выпускников нет проблем с трудоустройством, потому что во время обучения они получают немалый практический опыт. Студенты стажируются в таких государственных организациях, как Совет Федераций, налоговая инспекция, прокуратура, следственные подразделения МВД. Кстати, советую с самого первого курса думать об успеваемости. На практику в Совет Федераций, например, мы отправляем только лучших студентов».

Для тех, кому за…

Многие сегодняшние сотрудники государственных органов власти приходили на работу, не имея профильного образования. На первых этапах карьеры это простительно. Но уже через год-два необходимость получить специальные знания становится очевидной. Второе высшее образование по специальности «государственное и муниципальное управление» предлагают практически все вузы, в которых есть соответствующие факультеты или кафедры. Стоимость обучения в малоизвестном негосударственном институте может составлять 800 у. е. в год, в зарекомендовавшем себя государственном до 3500 у.е. Вступительные экзамены для тех, кто решил стать студентом повторно, несколько проще: их меньше (обязательный русский, возможно обществознание или иностранный), и оцениваются они чаще всего по системе «зачет-незачет». Особенности второго высшего образования: преимущественно заочная и очно-заочная формы обучения,только платное обучение. Дополнительное профессиональное образование обязаны получать все работники государственных структур. Это могут быть: Краткосрочные конференции и семинары. Рядовые сотрудники управ, муниципалитетов и префектур посещают их с периодичностью не реже двух раз в год. Обычно они рассчитаны на определенный профиль специалиста: «Организация детского отдыха в городских условиях», «Профилактика наркомании» и т. п. Продолжительность обучения от шести часов до двух-трех рабочих дней. Курсы повышения квалификации. Лишь те, кто регулярно (раз в несколько лет) проходит их, могут рассчитывать на продвижение по служебной лестнице. Занятия проводятся с отрывом от работы, по 6-8 часов ежедневно, в течение одного-трех месяцев. Традиционные лекции часто дополняются обсуждением актуальных проблем в режиме «круглых столов» и семинаров. Таким образом профессионалы имеют возможность не только расширить свой кругозор, но и пообщаться с коллегами из других округов и даже городов. Хорошая новость: многие государственные структуры оплачивают обучение своих сотрудников в вузах, на семинарах и курсах.

Бизнес-образование: все только начинается

Программы МВА непосредственно по «Государственному и муниципальному управлению» в нашей стране не распространены. На это есть причины. Во-первых, большинство современных руководителей люди старой закалки, и к новомодным образовательным течениям они относятся скептически. Во-вторых, не секрет, что МВА достаточно дорогое удовольствие. Обучение специалистов такого уровня государство пока не финансирует. Но если руководитель готов оплачивать свое образование самостоятельно, при желании найти подходящий курс из многообразия программ МВА можно: «Общий менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Стратегическое управление», «Управление персоналом» и т. д.

Работать и зарабатывать

Есть два диаметрально противоположных взгляда на благосостояние чиновников. Одна часть населения считает, что их доходы безмерны. Другая что на бюджетную зарплату можно едва сводить концы с концами. Истина, как всегда, посередине. Оклад сотрудника государственной структуры невелик: в зависимости от должности от 2 до 6 тыс. руб. Плюс надбавка за чин и выслугу лет. Основной доход обеспечивают премии. Ежемесячные составляют в среднем 50-150 % от оклада, целевые могут достигать 200-300 %. Последние это вознаграждение за выполнение определенного объема работ, например за организацию народных гуляний в праздники или проведение выборов. Однако целевые премии выплачиваются нерегулярно. В начале года бюджетные деньги «придерживаются»: вдруг случится что-то непредвиденное, и потребуются дополнительные средства? Поэтому премию за «майские субботники» нередко приходится ждать до Нового года. Совокупный доход государственного служащего среднего звена достигает примерно 10-30 тыс. руб. в месяц, в зависимости от должности, чина и организации. Дополнительный плюс социальный пакет. Правда, в прошлом году он стал заметно менее весомым: отменили льготы на проезд, на оплату услуг ЖКХ и др. Но многих в профессии по-прежнему привлекают так называемые «дивиденды второго порядка». Всем государственным служащим положена ежегодная компенсация за санаторно-курортное лечение (около 25 тыс. руб.). Кроме того, чиновники и члены их семей прикреплены к ведомственным поликлиникам. А по достижении положенного возраста им назначается повышенная государственная пенсия и выплачивается единовременное пособие.

Карьера: вверх или по горизонтали?

В государственных органах распространены обе известные модели построения карьеры. Вертикальная. Человек приходит в одну из государственных структур (например, управа района) на начальную позицию (специалист). По прошествии одного-двух лет переходит на следующую должность (специалист 2-й категории). И так далее. Максимально возможная позиция руководитель отдела и структуры в целом. Плюс этой схемы уверенность в завтрашнем дне. Уволить сотрудника из государственной организации крайне сложно. А более или менее интенсивная карьера обеспечена всем. Минус прохождение каждого этапа занимает достаточно много времени. «Перепрыгнуть» через несколько ступенек сразу и стать, например, после «специалиста 2-й категории» «главным» нереально. Не у всех молодых людей хватает терпения и силы воли добраться до вершины. Горизонтальная. Формально должность сотрудника остается той же или даже несколько понижается, но изменяется статус организации. Так, работник дэза имеет хорошие шансы попасть в управу района или муниципалитет. Оттуда специалистов охотно приглашают в префектуры. Сотрудники префектур переходят на работу в мэрию и т. д. Плюс хорошие перспективы. Чем выше ступень власти, тем больше зарплата. Немалую роль играет фактор престижа: скажем, в мэрии работать почетнее, чем в управе района. Минус есть опасность «заиграться». Постоянно меняя сферу деятельности, вы можете увлечься и потерять квалификацию.

Без праздников и выходных

Наталья Ростокинская, заместитель главы управы района Чертаново Южное г. Москвы: Будни государственного служащего чем-то напоминают работу авиадиспетчера. Мы выполняем функции координаторов, делаем все от нас зависящее, чтобы решить проблемы горожан. По большому счету, суть нашей работы оказание услуг населению. Я руковожу социальным отделом управы. В моей компетенции вопросы здравоохранения, образования, молодежной политики, досуга и спорта. День заполнен до отказа. Иногда не знаешь, как «растянуть» сутки, чтобы все успеть: проследить за выполнением различных программ федерального, городского и районного уровня, оформить необходимые документы, распределить дела среди подчиненных, отчитаться перед начальством… И с каждым годом объем работы только возрастает: социальная политика в государстве одно из приоритетных направлений. Тем, кто решил посвятить себя государственной службе, нужно понимать: даже если официально рабочий день регламентирован, фактически он может сильно затянуться. Во-первых, с текущими делами не всегда удается справиться в период с 9.00 до 18.00. Во-вторых, оперативные совещания часто назначаются после этого времени. В-третьих, у каждого сотрудника, начиная от специалиста и заканчивая главой управы, есть обязательные дежурства. Примерно раз в месяц ты должен находиться на рабочем месте либо с 9.00 до 21.00, либо с 21.00 до 9.00. Если на вверенной территории что-то случится, нужно оперативно отреагировать и принять меры. Скажем, пожар. В управу поступает звонок и дежурный обязан держать ситуацию под контролем до конца: пожарные выехали, возгорание устранено, последствий нет. Особая тема праздники. Например, 9 мая задействованы практически все работники управ, префектур и муниципалитетов. Наша задача организовать народные гуляния: проинформировать население о месте и времени их проведения, договориться с артистами и т. п. Естественно, такая работа занимает не один день. А сам праздник госслужащие проводят с жителями района: нужно следить, чтобы все проходило без эксцессов и решать возможные проблемы по мере их возникновения. Достаточно распространено мнение, что штат органов государственного и муниципального управления раздут. Я с этим не согласна. Скорее, наоборот, на районном уровне людей не хватает. Многие наши сотрудники выполняют больше обязанностей, чем положено по должностным инструкциям. Но никто не жалуется. Да и я уверена: не бывает слишком трудной работы, бывают ленивые работники!

Добавить комментарий