Лоцман — древнейшая морская профессия

Лоцман — старейшая профессия, известная истории мореплавания с глубокой древности. Около 500 лет до н. э. был создан сборник для информирования мореплавателей, в котором описывались берега, где сейчас находятся страны Западной Европы. Существуют источники об арабских лоцманах, которые повествуют о том, как они пользовались инструментами из металла, а также компасом и морскими картами. Параллельно развитию мореплавания совершенствовалось лоцманское дело как неотъемлемый элемент мореплавания. Лоцманы принимали активное участие в развитии всемирного судоходства, в обеспечении портов, в мероприятиях по обеспечению безопасности мореплавания. Они создавали навигационные карты, устанавливали средства навигационного обеспечения, были советниками при выборе мест для маяков и подходов к портам, участвовали в расследовании морских происшествий. Средневековое морское право определяло две категории лоцманов: к первой категории относились лица, занимающиеся проводкой только в открытом море и на различные расстояния; ко второй категории – лица проводившие корабли и суда исключительно у побережья или производили вывод и заход судов в порты. Моряков первой категории называли лоцманами открытого моря, второй категории — прибрежного плавания. Широкую известность лоцманам принесла эпоха великих открытий, так как в этот период появилась острая нужда в опытных моряках. Известно, что первым, кто сообщил Христофору Колумбу о существовании незнакомых земель восточной части Атлантики, был лоцман открытого моря португалец Мартин Винсенте, а сопровождал великого мореплавателя в его океанском походе лоцман Барталомей Руис. Но не всем морякам капитаны доверяли свои корабли. За ошибки и недостаток знаний лоцманов ожидала жестокая кара. Лоцман входил в состав экипажа судна, поскольку нанимался на весь рейс, и функциями его было знание специфики пути следования и безаварийная проводка судна в порт назначения. Кроме этого он нес одинаковую ответственность со всеми членами команды корабля. Таким образом, капитан не отвечал за проводку судна, а эта функция возлагалась на лоцмана и рулевого. С развитием судоходства в мире все большее значение приобретал прибрежный лоцманский промысел, так как в таких районах возросла реальная угроза безопасности мореплавания. На эту проблему начали обращать внимание руководители государства и естественно начали определять районы лоцманских проводок, регулировать порядок прохождения фарватеров, производить лицензирование лоцманской деятельности. Тенденция мореплавания привела к появлению большого количества лоцманов, поэтому со временем стали образовываться союзы, которые занимались регулированием лоцманского дела. Со временем стала меняться организация лоцманской службы, в результате которой изменилась роль лоцмана на борту судна, а также его права во время проводки корабля. В разных странах по-своему была узаконена их деятельность, что привело к возникновению разных форм лоцманских служб и видов проводок. Была изменена ответственность лоцманов: жестокие наказания были постепенно заменены более гуманными методами. Появилось определение слова «лоцман» (от голландского имени «lootsmann») — это рулевой, опытный судоводитель знакомый с конкретной акваторией, на которую распространяется действие его лицензии с правом обслуживания кораблей и судов. Но это понятие относится лишь к раннему развитию лоцманской службы. Все более развивающее судоходство сделало профессию лоцмана достаточно выгодной. Каждая страна, имеющая выходы к морю была заинтересована в развитии безопасности мореплавания. С расширением территории Российской Империи лоцманские учреждения стали появляться в конце XVIII века. В южной территориальной части лоция развивалась в портах Батуми, Керчь, Николаев и Одесса. Развитие морского транспорта и рост коммерческих перевозок способствовало развитию лоцманского дела. Именно с Николаева началось развитие лоции в России на Черном море. В 1903 году появились первые лоцманские бригады. Изначально лоция носила государственный характер, и проводку судов выполняло военно-морское ведомство, но со временем лоцманская служба была передана в частные руки и состояла, как правило, из жителей конкретного региона. Капитаны кораблей были обязаны воспользоваться услугами лоцманов, так как это контролировало морское ведомство. Отношение руководства к «морской аристократии» было уважительным: семьям лоцманов выделялась земля, предоставлялось бесплатное обучение детей в церковно-приходских школах. С особым уважением к ним относился царь Петр I — он освободил лоцманов и членов их семей от всех повинностей и перевел на полное государственное обеспечение. Уже во второй половине XIX века побережье российских морей разделялось на семь лоцманских округов, где действовали государственные гидрографические службы, лоцманские общества и вольных специалистов. Кроме проводки судов, причем приоритет отдавался боевым кораблям, на общество было возложено немало других обязанностей. Они следили за своевременной установкой бакенов и других предупреждающих знаков, за всеми изменениями глубин фарватеров и сообщали начальнику порта и водной полиции о сбросах судами мусора, угля или балласта в фарватерах. В настоящее время в функциях лоцманов мало что изменилось. В лоцманах нуждаются там, где плавание по фарватеру представляет особые трудности на местности. Лоцман должен прибывать на судно по первому сигналу, состоящему в поднятии на мачте особого флага — лоцманский. Предъявив свой бланк капитану судна, лоцман переходит на борт судна и берет управление на себя, однако присутствие опытного моряка не освобождает капитана от ответственности по управлению судном. На бланке лоцмана капитан судна указывает фактическую осадку и водоизмещение корабля, а также сумму, причитающую к выдаче за проводку. Также в нем указываются и другие замечания, которые могут иметь отношение к проводке судна. Лоцманы обязаны отдавать предпочтение военным кораблям. Лоцманы — это особое подразделение. Они знают свои места как никто другой. Навигация в закоулках портов не простая задача, особенно когда это касается больших кораблей. Чтобы приступить к выполнению своих функциональных обязанностей лоцман должен пересесть с лоцманского катера на борт корабля даже при неблагоприятных условиях. Если моряка затянет под судно, ему суждено встретиться с огромным винтом. В некоторых больших портах во время непогоды или ночное время для пересадки используют вертолет. Лоцманы для поддержания курса корабля используют системы навигации. Для того чтобы заниматься навигацией огромных кораблей или супертанкеров лоцман обучается около 10 лет. Чтобы обрести знания этой профессии необходимо сдать экзамен в портовом управлении или в управлении лоцманского округа, а затем принять присягу. Лоцману присваивается особый знак, который он носят на груди при выполнении служебных обязанностей, он не имеет права разглашать посторонним лицам о знаках и особенностях фарватеров и акваторий. Стоимость платы за услуги лоцмана и порядок выплаты устанавливается правилами, которые издают морские министерства по согласованию с министрами силовых ведомств, а также уставами лоцманских обществ. Кроме провода кораблей и судов к обязанностям лоцманов относится производство в портах промеров рейдов и фарватеров, принимают участие в постановке предупредительных знаков и т.п. Лоцманы имеют в своем распоряжении лоцманские катера. Один из таких проекта 70161 «Лоцман Коханов» построен в 2001 году на судостроительном заводе в городе Николаеве.

Добавить комментарий