Как же контролируют работу лифта? С лифтов близлежащих домов выводится сигнализация на специальный пульт, у которого круглосуточно дежурит оператор. При неисправности какого-либо механизма лифта автоматическое устройство подает сигнал на пульт, и оператор сообщает о неполадках одному из дежурных электромехаников, которые проводят мелкий ремонт. В их обязанности входит также ежедневный осмотр закрепленных за ними лифтов. О более сложных неисправностях они сообщают электромеханикам основного производства, которые их и устраняют.
Работа электромехаников основного производства более высококвалифицированная. В их обязанности входят проверка узлов и механизмов лифта, замена пришедших в негодность деталей и узлов, наладка и регулировка оборудования. Электромеханик пользуется обычным слесарным и монтерским инструментом — гаечным ключом, отверткой, кусачками, плоскогубцами и т. п. В мастерской имеются верстак, тиски, наиболее ходовые запасные части.
Утром в мастерской работники получают от бригадира задания, переодеваются в спецодежду, берут с собой чемоданчики с необходимым инструментом и расходятся по адресам.
Механик проверяет прочность крепления деталей и узлов лифта, пробуя гаечным ключом плотность затяжки гаек. Чтобы проверить правильность работы электрической схемы, он «гоняет» лифт на разных режимах. Для проверки концевых выключений, которые служат для остановки лифта, если кабина перейдет допустимые крайнее верхнее или крайнее нижнее положения, рабочий намеренно заводит лифт выше или ниже допустимых положений, проверяя, выключится ли при этом двигатель лифта. При ремонте механику приходится часто выполнять различные слесарные операции — подтягивать крепления, зачищать контакты, производить регулировку и наладку, заменять неисправные контакты. Рабочий занимается разборкой и сборкой различных узлов и механизмов, их подгонкой и регулировкой. А для этого ему необходимы навыки выполнения ручных работ: быстрые и точные движения, умение дозировать величину усилий, координация движений.
Однако некоторые операции требуют не только ловкости и сноровки, но и пространственных представлений, практического мышления. Нужно, например, отрегулировать зазор между засовом замка неавтоматической двери шахты (распашная дверь лифта старой конструкции) и кромкой отверстия, в которое входит засов. Тяжелая механическая дверь шахты при постоянном открывании и закрывании лифта стирается в местах крепления и проседает. При этом засов постепенно опускается и начинает задевать нижнюю кромку отверстия. Замок при закрывании двери заедает, и потом он вообще перестает работать, а автоматика выключает цепь управления лифта. Учитывая все это, механик должен установить засов замка не по центру отверстия, а ближе к его верхней кромке, чтобы из-за проседания двери и неизбежного опускания засова остановка лифта произошла как можно позже. Как видим, регулировка даже простейшего устройства требует понимания принципов его действия, технического мышления, вдумчивого и осмысленного выполнения работы.
Чтобы быстро найти неисправность и устранить ее, механик должен понимать принципиальную электрическую схему лифта. Допустим, при нажатии вызывной кнопки лифт не подается на нужный этаж. Причиной этого может быть как неисправность вызывного аппарата, так и выход из строя этажного реле (на панели управления) или этажного переключателя. Чтобы найти и устранить эти неполадки, нужно хорошо знать электрическую схему лифта, понимать принципы ее работы. Последовательно проверяя те звенья цепи, которые могут быть причиной неисправности, механик находит ее и устраняет.