В городе издалека видны красивые высокие здания без окон. Это здания АТС. Что они собой представляют? Автоматические телефонные станции бывают машинные (они устарели, и вскоре их не будет), декадно-шаговые (пока еще производятся, но уже в относительно небольших объемах) и координатные (довольно надежные, но отыскать и исправить повреждения на них сложно). Специалистам надо хорошо знать все особенности этих станций, чтобы профессионально их эксплуатировать.
На сельских телефонных сетях используются сейчас в основном координатные АТС, но небольшой емкости: 50-200, а иногда до 1000 номеров. Инженер электросвязи обычно обслуживает несколько АТС. Он должен быть мастером на все руки, так как он обычно работает на АТС один и всю работу должен делать сам: найти повреждение, устранить его, а это часто требует тонкой механической регулировки различных устройств.
На междугородной сети устанавливаются автоматические телефонные станции координатной и квазиэлектронной систем.
С 1984 года на городских телефонных сетях начали устанавливаться самые современные электронные АТС. Человеческая речь в микрофоне преобразуется в электрический ток, непрерывно изменяющий свою величину. Специальное устройство измеряет его величину, и каждое значение кодируется комбинацией из 8 импульсов. Эти импульсы передаются по линии связи и коммутируются на электронных АТС. Принципы работы электронных АТС и ЭВМ совпадают. В одном здании размещается электронная АТС максимальной емкостью 100-200 тысяч номеров.
Интересная особенность электронных АТС — это дополнительные виды обслуживания: можно путем набора определенных номеров исключить вызовы от абонентов, с которыми в данный момент владелец телефонного аппарата не хочет разговаривать; можно при разговоре двух абонентов дать особый сигнал одному из них, что с ним кто-то хочет срочно переговорить; можно, пойдя в гости, перевести все вызовы на телефонный аппарат в той квартире, где вы в настоящий момент находитесь.
Здесь инженер электросвязи, планируя дополнительные виды обслуживания, сталкивается больше не с техническими проблемами, а с психологическими вопросами общения людей.
Почти всем работникам связи приходится иметь дело с населением: абоненты вносят предложения, о чем-то просят, на что-то жалуются. Поэтому выбирать профессию связиста лучше человеку, который легко и свободно общается с другими людьми, получая радость от такого общения.
В перспективе телефонная сеть будет преобразована в интегрально-цифровую сеть связи (ИЦСС). Предусмотрено передавать наряду с телефонной также визуальную информацию. Например, абонент может получить из банков данных изображения карт, схем, расписаний. Прием будет осуществляться на обычный телевизор, снабженный соответствующей приставкой.