Механизм привода топливного насоса проверяют по следующим параметрам: угол опережения подачи (впрыска) топлива, чередование подачи топлива по цилиндрам (секциям насоса), осевой зазор кулачкового вала, зазор в сопряжении шлицевая втулка вала насоса — шлицевой фланец шестерни привода, вибрация и стуки. В ремонтном предприятии на регулировочном стенде определяют угол начала и чередования подачи (впрыска) топлива.
Чередование подачи топлива характеризует техническое состояние механизма привода, так как при износе деталей чередование подачи и исходные регулировочные параметры нарушаются. На двигателе чередование подачи топлива может быть измерено длинами дуг на маховике или шкиве против неподвижного указателя, соответствующими повороту коленчатого вала от начала подачи топлива первой секцией до начала подачи остальными секциями насоса в порядке чередования их работы.
Износ деталей механизма привода сопровождается нестабильностью момента начала впрыска топлива, что, в свою очередь, вызывает колебания момента вспышки лампы стробоскопа при измерении угла начала впрыска топлива насосом на регулировочном стенде. В связи с этим повышенный разброс показаний угла начала впрыска топлива стробоскопом стенда может служить признаком неудовлетворительного технического состояния деталей механизма привода. Однако это справедливо лишь при нормальном зазоре в соединительной муфте стенда, который также сказывается на работе стробоскопа.
Частоту вращения, соответствующую началу действия регулятора, согласно ГОСТ 18509—73 принимают равной частоте вращения, при которой дизель развивает 90% от максимальной мощности при работе по регуляторной ветви регуляторной характеристики.
Максимальная мощность в большинстве случаев совпадает с максимальным часовым расходом топлива. Исходя из этого, частоту вращения, соответствующую максимальной (номинальной) мощности, приближенно принимают равной частоте вращения при максимальном часовом расходе топлива.
Наиболее точно параметры регулятора могут быть измерены на регулировочном стенде в стационарных условиях. В эксплуатационных условиях измеряют частоту вращения вала отбора мощности.
Степень нечувствительности регулятора оценивают величиной колебании частоты вращения вала двигателя. При этом выявляют, нет ли «вождения» рейки регулятором. Для измерения суммарного осевого зазора рейки нужно снимать крышку насоса, поэтому эти работы целесообразно проводить в стационарных условиях.
Суммарный осевой зазор рейки у насосов типа 4ТН-9Х 10 определяют при неподвижном рычаге управления регулятором, установленном в среднее положение, когда пружина корректора не нагружена, а винт вилки регулятора не упирается в призму обогатителя.
При измерении суммарного зазора необходимо, чтобы кронштейн вилки и муфта регулятора были неподвижны. Нажимая на рейку вдоль ее оси в одну, а затем в другую сторону с усилием, необходимым только для того, чтобы выбрать зазоры в сопряжениях деталей, передающих движение от муфты к рейке, измеряют индикатором или штангенциркулем величину свободного перемещения рейки.
Разница в величине подачи топлива после воздействия на рейку и разница в числе оборотов, при которых регулятор выключает, а затем включает подачу топлива, указывает на то, что в сопряжениях есть зазоры и заедания.
Форсунка. Основным признаком неудовлетворительной работы форсунки является дымный выпуск. Причины неудовлетворительной работы форсунки — плохое качество распыливания вследствие износа запирающих конусов корпуса и иглы, износа сопловых отверстий, штифта и распыливающего конуса (штифтовые форсунки), закоксовывание распылителя, снижение давления впрыска топлива.
По мере износа форсунки увеличивается ход иглы распылителя, ухудшается плотность прилегания иглы к корпусу по запирающему конусу (подтекание топлива), искажается форма сопловых отверстий.
У штифтовых форсунок при увеличении хода иглы распылителя, а также при износе поверхности соплового отверстия и штифта увеличивается пропускная способность. Неодинаковое изменение пропускной способности между отдельными форсунками, установленными на двигателе, в сочетании с неодинаковым изменением давления впрыска увеличивают неравномерность подачи топлива по цилиндрам.
При увеличенном ходе иглы эффективное проходное сечение штифтового распылителя типа РШ-2х25 в положении иглы на упоре в корпус форсунки снижается, так как распыливающий конус, поднимаясь выше в сопле корпуса распылителя, сужает кольцевую щель, по которой топливо выходит из распылителя.
Наблюдаются случаи зависания иглы распылителя. Одна из причин зависания — перегрев распылителя вследствие перекоса форсунки, вызванного неравномерной затяжкой гаек крепления форсунки (неконцентричное расположение распылителя в отверстии головки цилиндров).
Параметры, характеризующие техническое состояние форсунки, — это качество распыливания топлива, давление начала впрыска, герметичность, подтекание топлива, звучность впрыска ход иглы, перепад давления начала и конца впрыска топлива, закоксованность распылителя, пропускная способность форсунки, неравномерность подачи топлива по отдельным соплам бесштифтового (многодырчатого) распылит форсунки.
В условиях эксплуатации качество распыливания, давление начала впрыска топлива, звучность впрыска и подтекание топлива проверяют максиметром или устройством КИ-9917 ГОСНИТИ. Предварительно проверять форсунки целесообразно максиметром или устройством без снятия их с двигателя. При этом определяют давление и звучость впрыска топлива. Форсунки снимают, когда получены неудовлетворительные результаты проверки непосредственно на двигателе.
Если наблюдают звучный впрыск, то топливо распыливается нормально. Остальные параметры технического состояния форсунок определяют в стационарных условиях. Топливопроводы высокого давления. В эксплуатации может быть увеличение неравномерности подачи топлива по цилиндрам дизеля вследствие зажим топливопроводных каналов на концах трубок, резких перегибов, сминания или истирания стенок; подтекание топлива при износе и деформации конусных наконечников или при образовании трещин в стенках.
В условиях эксплуатации топливопроводы проверяют визуально. В стационарных условиях проверяют на стенде пропускную способность топливопроводов. Воздухоочиститель. Основные неисправности воздухоочистителя — это засорение и нарушение герметичности. В результате увеличивается сопротивление прохождению воздуха и снижается разрежение в воздушном тракте. Засоренность воздухоочистителя проверяют по показаниям вакуумметра и сигнализатора ОР-9928. Нарушение герметичности выявляют индикатором КИ.