Когда батарея соединена с потребителями электрического тока, она разряжается. Вследствие химических реакций, происходящих во время разряда, активная масса положительных и отрицательных пластин аккумуляторов превращается в сернокислый свинец (PbS04). При этом расходуется часть серной кислоты, содержащейся в растворе, отчего плотность электролита при разряде падает.
Во время заряда в аккумуляторах совершаются обратные химические реакции, в результате которых активная масса положительных пластин превращается в перекись свинца, а отрицательных — в губчатый свинец. Во время заряда количество серной кислоты в растворе возрастает и плотность электролита увеличивается.
Электродвижущая сила (э.д.с.) заряженного аккумулятора составляет около 2,2 в. Э.д.с. измеряют вольтметром на выводных штырях аккумулятора, отъединенного от внешней цепи.
Напряжение — часть э.д.с, действующая во внешней цепи аккумулятора. Напряжение измеряют вольтметром, присоединенным к выводным штырям аккумулятора, соединенного с внешней цепью. Напряжение меньше э.д.с. на величину падения напряжения во внутренней цепи аккумулятора, которое зависит от силы тока нагрузки и величины внутреннего сопротивления аккумулятора. Чтобы уменьшить падение напряжения во внутренней цепи, автомобильные аккумуляторы изготовляют с очень малым внутренним сопротивлением (порядка 0,002 ом); такие аккумуляторы называют стартерными.
По мере разряда аккумулятора его э.д.с. и напряжение при определенной нагрузке понижаются. По величине этого понижения можно судить о степени заряженности аккумуляторов.
Э.д.с. и напряжение батареи, состоящей из нескольких соединенных последовательно аккумуляторов, равно сумме их э.д.с. или напряжений. Поскольку номинальное напряжение на выводных штырях одного аккумулятора принимают равным 2 в, напряжение на выводных штырях батареи из трех аккумуляторов равно 6 в, а батареи из шести аккумуляторов — 12 в.