Современные электрические станции, как правило, расположены в промышленных районах и вблизи от больших жилых массивов. Внутри этих грандиозных сооружений находится их «сердце» — парогенератор и турбоагрегат со всеми вспомогательными механизмами. Кажущееся хаотичным нагромождение труб связывает вместе эти два сооружения.
Энергоблок относится к устройствам, генерирующим электрическую энергию при сжигании одного из различных видов топлива (уголь, торф, мазут, газ).
Огромный котлотурбинный цех. Здесь установлен такой же огромный парогенератор. Ширина его достигает 24 метров, а высота — до 97, в зависимости от типа агрегата и мощности. Этот агрегат сжигает в своей топке до 56 цистерн мазута в час или около 320 тысяч кубических метров газа. Все это топливо дает возможность получить до 3860 тонн пара в час с давлением 255 атмосфер и температурой пара 545 градусов.
Парогенератор состоит из каркаса с навитыми по всей внутренней поверхности трубками из очень прочной теплоустойчивой стали, так как в топке парогенератора бушует пламя с температурой 2200 градусов. Полученный пар используется на турбогенераторе, который представляет собой сложный агрегат, включающий приводную турбину со всем вспомогательным оборудованием: насосами, подогревателями и трубопроводами различного назначения.
На турбогенераторе механическая энергия вращения вала превращается в электрическую. Мощность блочных агрегатов достигает 1 миллиона 200 тысяч киловатт.
Всеми этими внушительных размеров машинами и механизмами с помощью контрольно-измерительных приборов управляет машинист энергоблока. Управление блоком производится с блочного щита управления. Отсюда можно включить все насосы, управлять задвижками, регуляторами, сложными приборами и автоматическими устройствами. Блочный щит управления — рабочее место машиниста блока — имеет естественное и искусственное освещение, оборудован кондиционерами воздуха. Большое панно-мнемосхема наглядно показывает состояние всего оборудования. Пульт управления напоминает кабину современного авиалайнера, и машинист блока, как пилот, должен в считанные секунды решать сложнейшие технические задачи по управлению порученным ему оборудованием.