Тахометр — прибор, который информирует владельцев автомобилей, сколько раз коленвал успевает обернуться за минуту. Нужна такая информация прежде всего водителю автомобиля с форсированным мотором. Такой двигатель требует к себе очень трепетного внимания и жесткий контроль оборотов – это один из аспектов этого внимания. Тахометр помогает определить, так сказать, момент наибольшего крутящего момента, то есть диапазон самой эффективной работы двигателя без бесмысленных перекруток самого мотора, которые не идут ему на пользу, но при этом еще и сжигается больше топлива. Хочется сразу отметить инженеров из Мюнхена (BMW) которые придумали тахометр с «блуждающей» в зависимости от прогрева красной зоной.
Работа тахометров основана на разных принципах. Механический привод – это простой гибкий вал (тросик), такой же, как в приводе простейшего спидометра, правда он давно устарел. По способу подсчета оборотов, на сегоднешний день, тахометры совершенно другие, чем были ранее. Один из самых распространенных – подсчет импульсов зажигания. Такой прибор устанавливается на карбюраторные автомобили. Он преобразует частоту импульсов сигнала в пропорциональное ей електро-магнитное поле, движущее стрелку.
Например, на четырехцилиндровых четырехтактных моторах каждому обороту коленвала соответствуют два импульса. На дизельных двигателях частоту вращения коленвала тахометр оценивает по частоте синусоидального сигнала с одной из фаз генератора. А их (фаз) у генератора три, как у дизельного так и у бензинового, так что его вполне можно устанавливать и на бензиновые двигатели. Конечно обороты не будут совпадать но в таких тахометрах применяют подстроечный потенциометр (здесь имеется в виду несоспадение шкивов от которых будут разные показания). Он позволит вам отрегулировать величину напряжения, которая будет соответствовать номинальным оборотам вашего двигателя, будь то «Жигули» с четырехцилиндровым двигателем или «Вольво» — с пятицилиндровым. Количество цилиндров в таком тахометре не имеет значения — был бы только рабочий трехфазный генератор. Они применяются, как уже сказано, на дизелях, современных «Волгах» и УАЗах.
А вот, например, тахометр инжекторных ВАЗ 2110 хоть и импульсного принципа, но подключается не к зажиганию, а к контроллеру ЭСУД – и в этом примере считывание количества импульсов ведется непосредственно с контроллера. Последний же получает сигнал от датчика положения коленчатого вала. Импульсы от контроллера не те, что от катушки зажигания, потому для этого и понадобился свой вывод на контроллере.
Схема подключения тахометра на автомобилях ВАЗ-2106, 2107.
1 – тахометр
2 – катушка зажигания
3 – распределитель зажигания.
Схема включения «генераторного» тахометра на современной «Волге».
1 – тахометр
2 – контрольная лампа генератора
3 – генератор ф – фазовый вывод (на тахометр).
Схема подключения тахометра на автомобилях ВАЗ-2110 с инжектором.
1 – тахометр
2 – бортовой компьютер
3 – контроллер ЭСУД
4 – датчик положения коленчатого вала
5 – модуль зажигания.