Предохранители Hyundai Getz служат для того, чтобы разрывать цепь, когда сила тока достигнет определенного значения, для того, чтобы защитить элементы и провода, которые могут быть повреждены слишком сильным током. Резкое увеличение силы тока обычно вызвано неисправностью в цепи, чаще всего коротким замыканием.
Обозначения цепей, защищаемых предохранителями, указаны на крышке блока предохранителей.
Перед снятием предохранителя выключите соответствующую цепь (или зажигание), затем достаньте предохранитель из контактов. Внутри предохранителя должен быть виден провод; если предохранитель перегорел, провод будет порван или расплавлен.
Перегорание предохранителя может произойти по двум причинам, которые можно установить путем визуальной проверки снятого предохранителя.
Всегда используйте предохранители требуемой мощности. Никогда не исполь-
Не заменяйте предохранитель более одного раза, не устранив источник неисправности. Ток, защищаемый предохранителем, указан сверху на предохранителе: обратите внимание, что предохранители имеют различные цвета для облегчения идентификации.
Если предохранитель перегорает сразу после замены, не заменяйте его снова, пока не установите, и не устраните причину неисправности. В большинстве случаев причиной неисправности является короткое замыкание, вызванное плохой изоляцией. Если предохранитель защищает несколько цепей, постарайтесь отыскать цепь, из-за которой перегорает предохранитель, включая каждую из цепей по очереди (если возможно). Всегда имейте в автомобиле комплект запасных предохранителей различной мощности. Они должны быть закреплены у основания блока предохранителей.
Расположение предохранителей под капотом
Монтажный блок, размещенный в моторном отсеке: 1 — реле вентилятора отопителя салона Е 51; 2 — место под реле включения вентилятора системы охлаждения двигателя на большой скорости Е 44; 3 — реле включения вентилятора системы охлаждения двигателя на малой скорости Е 43; 4 — реле стартера Е 41; 5 — место под реле кондиционера Е 50; 6 — реле звукового сигнала Е 45; 7 — реле топливного насоса Е 49; 8-13 — плавкие вставки и предохранители»; 14 — место под реле охранной сигнализации Е 47; 15-27 — плавкие вставки и предохранители; 28 — пинцет для замены предохранителей; 29 — соединительный разъем Е 55; 30 — реле питания электронной системы управления двигатепем Е 42
Монтажный блок, размещенный в салоне автомобиля: 1-29 — плавкие вставки и предохранители; 30 — пинцет для замены предохранителей; 31 — запасные предохранители
Технические данные
Аккумулятор
Тип |
MF45A4 |
MF55A4 |
MF68A4 |
Ампер часы (5HR) |
Более 36 Ач |
Более 44 Ач |
Более 54 Ач |
Сила тока при проворачивании коленчатого вала непрогретого двигателя |
410А |
500 А |
600 А |
Резервная емкость |
80 мин |
85 мин |
110 мин |
Плотность электролита при температуре 25°С, г/см3 |
1,280±0,01 |
1,280±0,01 |
1,280±0,01 |
Примечание
Сила тока при проворачивании коленчатого вала холодного двигателя — это сила тока, которую может отдавать Аккумулятор в течение 30 с, при этом поддерживать напряжение не ниже 7,2 В.
Резервная емкость — это время, в течение которого Аккумулятор может при температуре 26,7°С отдавать ток 25 А, при этом поддерживать напряжение не ниже 10,5 В.
Стартер
Наименование |
Все двигатели |
Тип |
С планетарной передачей |
Номинальное напряжение, В |
12 |
Номинальная мощность, кВт |
0,9 |
Время включения, с |
30 |
Характеристики холостого хода |
|
Минимальное напряжение, В |
11,5 |
Потребляемый ток, А |
60 |
Частота вращения, мин-1 |
5500 |
Количество зубьев шестерни |
8 |
Зазор шестерни, мм |
0,5–2 |
Генератор
Наименование |
Двигатели 1,3 SOHC n1,5/1,6DOHC |
Двигатели 1,1 SOHC |
Тип |
С системой контроля напряжения аккумуляторной батареи |
|
Номинальная мощность |
13,5 В/90 А |
13,5 В/70 А |
Тип регулятора напряжения |
Электронный встроенный |
Электронный встроенный |
Напряжение регулятора |
14,55±0,2В |
14,7±0,ЗВ |
Температурная компенсация |
-10±ЗмВ/°С |
-10±ЗмВ/°С |
Контрольные и предупредительные лампы
Лампы |
Мощность, Вт |
Цвет |
Освещение |
3,4/1,4 |
зеленый |
Дальний свет |
1,4 |
голубой |
Низкий уровень топлива |
1,4 |
янтарный |
Сигнал поворота |
1,4 |
зеленый |
Зарядка аккумуляторной батареи |
1,4 |
красный |
Давление масла |
1,4 |
красный |
Подушка безопасности |
1,4 |
красный |
Стояночный тормоз |
1,4 |
красный |
Ремень безопасности |
1,4 |
красный |
Контроль работы систем двигателя |
1,4 |
янтарный |
ABS |
1,4 |
янтарный |
Незакрытая дверь |
1,4 |
красный |
Открыта дверь багажного отделения |
1,4 |
янтарный |
Иммобилайзер |
1,4 |
янтарный |
EPS |
1,4 |
красный |
Переключатель O/D — режима автоматической коробки передач |
1,4 |
янтарный |
Лампы системы освещения
Лампы |
Мощность, Вт |
Фара |
60/ 55 (дальний/ ближний) |
Передний сигнал поворота |
21 |
Переднее габаритное освещение |
5 |
Передние противотуманные фары |
27 |
Задние фонари: — заднее габаритное освещение/ -заднего хода — сигнала поворота |
5/21 21 21 |
Фонарь освещения багажного отделения |
5 |
Внутреннее освещение |
10 |
Лампы направленного света в салоне |
10×2 |
Задние противотуманные фонари |
21 |
Верхний стогь-сигнал |
16 |
Освещение в салоне автомобиля, включающееся при открывании двери |
5 |
Освещение номерного знака |
5×2 |
Очиститель и омыватель ветрового стекла |
||
Наименование |
Технические требования |
|
Двигатель стеклоочистителя ветрового стекла |
Сопротивление изоляции, мОм |
не менее 1,0 |
Быстродействие/ток, 1,0 Н*м |
Медленно: 44–52 мин-1/ не более 3,5 А Быстро: 64–78 мин-1/ не более 4,5 А |
|
Быстродействие/ток, 4,0 Н*м |
Медленно: 39—47 мин-1/ не более 5,5 А Быстро: 56–68 мин-1/ не более 7 А |
|
Ток при блокировании |
Медленно: не более 24 А Быстро: не более 28 А |
|
Двигатель стеклоочистителя заднего стекла |
Быстродействие/ток, без нагрузки |
38–50 мин“1/ не более 2,0 А |
Быстродействие/ток, 1,0 Н»м |
35–45 мин~1/ не более 3,5 А |
|
Ток при блокировании |
не более 14 А |
|
Угол поворота без нагрузки |
173±3° |
|
Производительность насоса омывателя, ci |
и3/мин |
1500 |
Давление, создаваемое насосом, кг/см2 |
1,8 |
|
Бесперебойная эксплуатация, с |
С водой |
60 |
Без воды |
20 |
Спидометр
Скорость, км/час |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
Допуск, км/час |
20–24,6 |
40–44 |
60,8–65,4 |
81,4–86,8 |
102,5–108,2 |
Скорость, км/час |
120 |
140 |
160 |
180 |
200 |
Допуск, км/час |
123,5 -129,6 |
144,4–151 |
165,4–172,4 |
186,3–193,8 |
207,2–215,2 |
Тахометр
Частота, мин-1 |
1000 |
2000 |
3000 |
4000 |
5000 |
6000 |
|
Допуск, мин-1 |
±100 |
±125 |
±150 |
±170 |
±180 |
±210 |
|
Моменты затяжки, Н*м |
|||||||
Клемма (В +) генератора |
5–7 |
||||||
Клемма (В +) стартера |
10–12 |
||||||
Клеммы аккумуляторной батареи |
4–6 |
||||||
Свеча зажигания |
20–30 |
Общая информация
Система электрооборудования отрицательного заземления имеет рабочее напряжение 12 вольт. Питание для системы электрооборудования поступает от свинцово-кислотного аккумулятора, который подзаряжается от генератора.
Следует заметить, что при работе с любым элементом электрооборудования автомобиля провод отрицательной клеммы аккумулятора должен быть отсоединен для предотвращения короткого замыкания и/или возгорания.
Через регулярные интервалы проверяйте расположение и крепления проводов, следите за тем, чтобы провода не перетирались о другие элементы. Если Вы обнаружите, что какие-либо провода трутся о другие элементы, отведите провода в сторону и закрепите их так, чтобы это не повторилось.
Меры предосторожности
Запрещается менять полярность питания различных приборов и устройств электрического оборудования во избежание выхода из строя полупроводниковых приборов.
Запрещается отсоединять и присоединять аккумуляторную батарею, измерительные приборы и любые провода на работающем двигателе.
Запрещается проверять исправность генератора замыканием на массу силового вывода.
Диагностика неисправностей бортового электрооборудования |
В состав типичной электрической цепи могут входить основной электрический элемент, различные выключатели, реле, электромоторы, предохранители, плавкие вставки или прерыватели цепи, относящиеся к данному элементу, а также проводка и контактные разъемы, служащие для соединения основного элемента с аккумуляторной батареей и «массой» кузова. Для облегчения поиска неисправностей электрических цепей в руководстве приводятся принципиальные электрические схемы и схемы электрических соединений. |
Перед тем как приступать к работам по устранению неисправностей в какой-либо электрической цепи, внимательно изучите соответствующую схему, чтобы как можно более четко представить себе ее функциональное назначение. Круг поиска неисправности обычно сужается за счет постепенного определения и исключения нормально функционирующих элементов того же контура. При одновременном выходе из строя сразу нескольких элементов или контуров наиболее вероятной причиной отказа является перегорание соответствующего предохранителя или нарушение заземления (разные цепи во многих случаях могут замыкаться на один предохранитель или вывод заземления). |
Отказы электрооборудования зачастую объясняются простейшими причинами, такими как коррозия контактов разъемов, выход из строя предохранителя, перегорание плавкой вставки или повреждение реле. Проведите визуальную проверку состояния всех предохранителей, проводки и контактных разъемов цепи перед тем, как приступать к более конкретной проверке исправности ее компонентов. |
В случае применения для поиска неисправности диагностических приборов тщательно спланируйте (в соответствии с прилагаемыми электрическими схемами), в |
какие точки контура и в какой последовательности следует подключать прибор с целью наиболее эффективного выявления неисправности. |
В число основных диагностических приборов входят тестер электрических цепей или вольтметр (может также использоваться 12-вольтовая контрольная лампа с комплектом соединительных проводов), индикатор обрыва цепи (пробник), включающий лампу, собственный источник питания и комплект соединительных проводов. Кроме того, всегда следует иметь в автомобиле комплект проводов для пуска двигателя от постороннего источника (аккумуляторной батареи другого автомобиля), оборудованных зажимами типа «крокодил» и желательно прерывателем электрической цепи, которые могут применяться для шунтирования и подключения различных элементов электрооборудования при диагностике цепи. Как уже упоминалось, перед тем как приступать к проверке цепи с помощью диагностического оборудования, определите по схемам места его подключения. |
Проверки наличия напряжения питания проводятся в случае нарушения электрической цепи. Подключите один из проводов тестера электрических цепей либо к отрицательной клемме аккумуляторной батареи, либо к хорошо заземленной точке кузова автомобиля. Другой провод тестера подсоедините к контакту разъема проверяемой цепи, предпочтительно ближайшему к аккумуляторной батарее или предохранителю. Если контрольная лампа тестера загорается, напряжение питания на данном отрезке цепи есть, что подтверждает исправность цепи между данной точкой цепи и аккумуляторной батареей. Действуя таким же образом, исследуйте оставшуюся часть цепи. Обнаружение нарушения напряжения питания свидетельствует о наличии неисправности между данной точкой цепи и последней из проверенных ранее (где было напряжение питания). В большинстве случаев причина отказа заключается в ослаблении контактных разъемов и повреждении самих контактов (окисление). |
|
Поиски места короткого замыкания. Одним из методов поиска короткого замыкания является извлечение предохранителя и подключение вместо него лампы-пробника или вольтметра. Напряжение в цепи должно отсутствовать. Подергайте проводку, наблюдая за лампой-пробником. Если лампа начинает мигать — где-то в данном жгуте проводов есть замыкание на «массу», возможно, вызванное перетиранием изоляции проводов. Аналогичная проверка может быть проведена для каждого из компонентов электрической цепи путем включения соответствующих выключателей. |
Проверка исправности заземления. Данная проверка проводится для определения надежности заземления элемента цепи. Отсоедините аккумуляторную батарею и подсоедините один из проводов лампыпробника, имеющей автономный источник питания, к заведомо хорошо заземленной точке. Другой провод лампы подключите к проверяемому жгуту проводов или контакту разъема. Если лампа загорается, заземление в порядке (и наоборот). |
Проверка на отсутствие обрыва проводится для обнаружения обрывов электрической цепи. После отключения питания контура проверьте его с помощью лампы-пробника с автономным источником питания. Подключите провода пробника к обоим концам цепи. Если контрольная лампа загорается, обрыва в цепи нет. Если лампа не загорается, то это свидетельствует о наличии в цепи обрыва. Аналогичным образом можно проверить и исправность выключателя, подсоединив пробник к его контактам. При переводе выключателя в положение «Вкл.» лампа пробника должна загораться. |
Локализация места обрыва. При диагностике подозреваемого на наличие обрыва участка электрической цепи визуально обнаружить причину неисправности оказывается довольно сложно, так как осмотр клемм на наличие коррозии или нарушения качества их контактов затруднен из-за ограниченного доступа к ним (обычно клеммы закрыты корпусом контактного разъема). Резкое подергивание корпуса разъема на датчике или жгута его проводов во многих случаях приводит к восстановлению контакта. Не забывайте об этом при попытках локализации причины отказа подозреваемой на наличие обрыва цепи. Нестабильно возникающие отказы могут быть следствием окисления клемм или нарушения качества контактов. |
Диагностика неисправностей электрических цепей не представляет собой трудную задачу при условии четкого представления того, что электрический ток поступает ко всем потребителям (лампа, электромотор и т.п.) от аккумуляторной батареи по проводам через выключатели, реле, предохранители, плавкие вставки, а затем возвращается в батарею через «массу» кузова автомобиля. Любые проблемы, связанные с отказом электрооборудования, могут быть вызваны прекращением подачи на них электрического тока от батареи или возвратом тока в батарею. |
Провода, предохранители и реле |
Защита электрических цепей автомобиля от короткого замыкания обеспечивается применением предохранителей, прерывателей цепей и плавких вставок. Сгоревший предохранитель легко отличить от исправного путем осмотра его прозрачного пластмассового корпуса. Внимательно осмотрите предохранитель. Если предохранитель внешне выглядит нормально, но подозрения на его неисправность сохранились, проверьте проводимость между контактами ножевого типа, выступающими из его корпуса. |
При замене предохранителей следите за соответствием номинала нового предохранителя номиналу старого. Рассчитанные на различную силу тока предохранители могут внешне выглядеть одинаково, поэтому особое внимание следует уделять маркировке. Замена сгоревшего предохранителя на рассчитанный на меньшую, а особенно на большую, силу тока нежелательна. Каждая электрическая цепь нуждается в разной степени защиты. Следите за тем, чтобы маркировка на корпусе предохранителя соответствовала силе тока, на которую рассчитана |
соответствующая цепь. Если замененный предохранитель немедленно перегорает, неразумно продолжать его замену. Прежде всего следует определить и устранить причину его перегорания. В большинстве случаев таковой оказывается короткое замыкание в электрической цепи, вызванное обрывом или повреждением изоляции провода. |
Плавкие вставки |
Защита некоторых электрических цепей осуществляется путем включения в них плавких вставок. Обычно вставки используются для защиты цепей, не оборудованных предохранителями, таких как цепь системы зажигания. |
Плавкие вставки похожи на предохранители в том смысле, что выход их из строя (оплавление) легко определяется визуально. |
Для замены плавкой вставки отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи. Извлеките сгоревшую вставку и установите на ее место новую. Перед заменой вставки обязательно постарайтесь определить причину перегрузки, вызвавшей выход вставки из строя. |
Прерыватели цепи (тепловые реле) |
Тепловые реле служат для защиты таких элементов, как электроприводы стеклоподъёмников, замки дверей и электрокорректор. Некоторые из прерывателей цепей установлены в монтажном блоке. Возврат тепловых реле в исходное состояние на некоторых моделях осуществляется автоматически, т.е. при возникновении перегрузки в цепи тепловое реле мгновенно размыкается, затем после остывания возвращается в исходное состояние. Если возврата контура в рабочее положение не происходит, следует немедленно его проверить. Нормальное функционирование теплового реле подтверждает исправность контура. Некоторые из прерывателей оборудованы кнопками для принудительного возврата в исходное состояние вручную. |
Замена предохранителей |
Для предотвращения короткого замыкания и перегрузок потребителей электроэнергии отдельные контуры защищены предохранителями. На автомобилях Hyundai используются предохранители с контактами ножевого типа, соответствующие последним техническим достижениям. |
Перед заменой предохранителя сначала обязательно отключите соответствующий потребитель. |
Подденьте крышку блока предохранителей узкой отверткой и снимите ее. |
Перегоревший предохранитель определяется по расплавленной металлической полоске. Расположение предохранителей показано на внутренней стороне крышки блока предохранителей. |
Выньте неисправный предохранитель пластмассовым пинцетом, находящимся в крышке блока предохранителей. |
Вставьте новый предохранитель того же номинала (силы тока). |
Если вновь вставленный предохранитель перегорает через короткое время, проверьте соответствующую электрическую цепь. |
Ни в коем случае не заменяйте предохранитель проволокой или подобными вспомогательными средствами («жучками»), так как из-за этого в системе электрооборудования автомобиля могут возникнуть серьезные повреждения. |
Рекомендуется всегда иметь в автомобиле набор запасных предохранителей разного номинала. Для их хранения в блоке предохранителей предусмотрено соответствующее место. |
Сила тока, на которую рассчитан предохранитель, нанесена на обратной стороне его корпуса. Кроме того, корпус окрашен в соответствующий цвет, по которому можно определить номинальную силу тока (табл. 7.1). |
Закройте крышку блока предохранителей. |
Таблица 7.1 |
Соответствие цвета предохранителя номинальной силе тока |
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
Назначение предохранителей под капотом
Обозначение | № позиции на фото | Номинальный ток, А | Защищаемые цепи потребителей |
Ef1 | 3 | 30 | Выключатель зажигания, реле стартера |
Ef2 | 4 | 30 | Выключатель зажигания, контрольные лампы комбинации приборов |
Ef3 | 5 | 30 | Главное реле системы управления двигателем, цепь предварительного возбуждения генератора, ЭБУ |
Ef4 | б | 20 | Аварийный выключатель подачи топлива |
Ef5 | 7 | 30 | Реле низкой и реле высокой частоты вращения электровентилятора системы охлаждения двигателя |
Ef6 | 8 | 50 | Электроприводы замков дверей, аварийная сигнализация, сигналы торможения, габаритный свет, обогрев стекла двери задка, подсветка комбинации и панели приборов, освещение салона, звуковой сигнализатор незакрытой двери |
Ef7 | 9 | 10 | Блок АБС |
Ef8 | 10 | 10 | ЭБУ |
Ef9 | 11 | 10 | ЭБУ, реле топливного насоса, реле кондиционера, датчик концентрации кислорода |
Ef10 | 21 | 15 | ЭБУ, форсунки, датчик положения распределительного вала, датчик положения коленчатого вала, регулятор холостого хода, электромагнитный клапан продувки адсорбера |
Ef11 | 19 | 10 | Реле компрессора кондиционера |
Ef 12 | 20 | 10 | Реле звукового сигнала |
Ef13 | 13 | 20 | Блок АБС |
Ef 14 | 14 | 40 | Блок АБС |
Ef 15 | 16 | 30 | Элек-родвигатель вентилятора отопителя |
Ef 16 | 17 | 30 | Электрические стеклоподъемники |
Ef 17 | 18 | 50 | Электрический усилитель рулевого управления (на автомобиле с двигателем 1,6 л) |
Ef 18 | 12 | 120 | Зарядка аккумуляторной батареи |
Ef 19 | 15 |
Назначение предохранителей расположеных в салоне
Обозначение | № позиции на фото | Номинальный ток, А | Защищаемые цепи потребителей |
F1 | 1 | 10 | Выключатель кондиционера |
F2 | 3 | 10 | Лампы габаритного света левого борта автомобиля |
F3 | 6 | 10 | Подушка безопасности |
F4 | 9 | 10 | Аудиосистема, электропривод наружных зеркал заднего вида |
F5 | ЗС | 10 | Переключатель рычага выбора передач АКП, выключатель света заднего хода |
F6 | 2 | 10 | Лампы габаритного света правого борта ав-омобиля, лампы освещения номерного знака, звуковой сигнализатор незакрытой двери |
F7 | 5 | 10 | Контрольные лампы комбинации приборов, таймер сигнализации непристегнутого ремня безопасности, блок управления охранной сигнализацией |
F8 | 8 | 20 | Прикуриватель |
F9 | 29 | 10 | ЭБУ. генератор, блок управления электроусилителем рулевого управления, датчики скорости врашения колес АБС, выключатель блокировки повышающей передачи АКП |
F10 | 4 | 10 | Блок управления подушкой безопасности |
F11 | 7 | 20 | Система блокировки замков дверей |
Fl2 | 10 | 15 | Электродвигатель очистителя стекла двери задка |
F13 | 28 | 10 | Реле стартера, реле охранной сигнализации |
F14 | 27 | — | Не используется |
F15 | 26 | — | Не используется |
F16 | 11 | 20 | Выключа-ель подогрева передних сидений |
F1 7 | 25 | 10 | Э5У, выключатель сбогрева стекла двери задка и наружных зеркал заднего вида (опция) |
F18 | 24 | 15 | Катушки зажигания, Э5У |
F19 | 18 | 15 | Выключатель сигнала торможения |
F20 | 13 | 15 | Выключатель аварийной сигнализации, блок охранной сигнализации |
F21 | 23 | 20 | Электродвигатели очистителя и омывателя ветрового стекла |
F22 | 21 | 10 | Реле заднего противотуманного света |
F23 | 17 | 10 | Реле противотуманных фар. реле стеклоподъемников, таймер обогрева стекла двери задка, электропривод левой/правой блок-фары, переключатель корректора блок-фар |
F24 | 14 | 10 | Реле вентилятора отопителя |
F25 | 22 | 30 | Реле обогрева стекла двери задка |
F26 | 20 | 15 | Лампа головного света правой блок-фары |
F27 | 16 | 10 | Реле противотуманных фар |
F28 | 15 | 15 | Лампа головного света левой блок-фары |
F29 | 19 | 15 | Выключатель фонаря заднего противотуманного света, аудиосистема, датчик контрольной лампы незакрытой двери, диагностический разъем, лампа освещения багажного отделения, плафон освещения салона |
F30 | 12 | 30,20,15.10 | Запасные предохранители |
Реле |
Для подачи электрического тока к некоторым элементам электрооборудования автомобиля используются реле. Нарушение исправности реле приводит к отказу обслуживаемого им элемента. В случае возникновения подозрения на неисправность какого-либо из реле проверьте его на станции технического обслуживания или в специализированной автомастерской. Замена вышедшего из строя реле проводится в сборе. |
Установка дополнительного электрооборудования |
При сверлении отверстий в кузове с их краев необходимо удалить заусенцы, сами края надо загрунтовать и покрасить. Образующуюся при сверлении стружку следует удалить из кузова. При всех работах, касающихся электрооборудования, во избежание короткого замыкания обязательно надо отсоединять кабель «массы» от аккумуляторной батареи. |
|
Кабели, устанавливаемые при монтаже дополнительного электрооборудования, по возможности надо прокладывать вдоль жгутов проводов и крепить с помощью кабельных хомутов и резиновых втулок. |
Если требуется, необходимо дополнительно закреплять клейкой провода во избежание появления шумов электромагнитного происхождения и трения лентой, кабельными стяжками или аналогичными креплениями. Следует учесть, что между тормозными трубопроводами и жестко проложенными электрическими проводами должно быть расстояние не менее 10 мм, между тормозными трубопроводами и электрическими проводами, соединенными с двигателем или другими элементами автомобиля, – не менее 25 мм. |
При установке дополнительного электрооборудования проверьте, достаточен ли запас мощности генератора. Если требуется, установите генератор большей мощности. |