После 2006 года на двигателях ЯМЗ 236,238,656,658, 6585 и их модификациях начал применяться редукторный стартер 5432.3708000-01 с дополнительным реле. Как следует из руководства по этим силовым агрегатам «дополнительное реле служит для уменьшения токовой нагрузки на втягивающее реле и способствует более плавному вхождению обгонной муфты (бендикса) в зацепление с зубчатым венцом маховика.»
Как видите дополнительное реле крепится на основном и легко меняется без снятия стартера. Но оно не первое в цепи «замок зажигания-стартер», поэтому, давайте по порядку. Если вы разбираетесь в эл. схемах, то на приведенной ниже видно, что оба основное и дополнительное реле соединены каскадом. Но вот что меня возмутило — НА СХЕМЕ НЕТ СТАНДАРТНОГО РЕЛЕ СТАРТЕРА!
Ну и как же можно требовать от отечественного автопрома качественные автомобили, если даже на стадии разработки технической документации уже встречаются ошибки и недоработки.
Надо сказать, что ошибки в схемах далеко не редкость. Думаю, что многие опытные автоэлектрики со мной согласятся…
На самом деле, реле стартера есть и находится оно в подкапотном пространстве, слева, по ходу движения. Рядом с ним находятся еще два реле, но реле стартера немного от них отличается размером и расположением контактов. Кроме того, как видно на фото, в цепи его подключения имеется отдельный предохранитель. Поэтому, если возникли проблемы с запуском стартера, сперва проверяем целостность этого предохранителя и срабатывание реле. При повороте ключа оно должно издавать характерный щелчок. Только имейте ввиду, что на двигателях с электронной системой управления (ЭБУ М 240) система пуска находится под контролем ЭБУ, который может блокировать прокрутку двигателя при наличии серьезных ошибок в системе ЭСУД. Поэтому, если на панели приборов горит «check-engine», то сначала вашему автомобилю требуется диагностика.
Для владельцев грузовых автомобилей г.Усинска могу сообщить, что в районе «89-й» и «Головных сооружений» имеется возможность провести качественную компьютерную диагностику с использованием сканеров «Автоскан 10», «Сканматик 2» и мотортестера «Мотодок».
Если же с двигателем всё в порядке и реле срабатывает, необходимо проверить и провести чистку контактов (при необходимости) дополнительного реле. Для этого,реле потребуется снять и распаять контакты катушки электромагнита. После чего снять крышку и произвести чистку всех контактов. Эту процедуру целесообразно выполнять только при условии, когда оно срабатывает, но на управление электромагнитом основного реле питание не приходит. Если же оно вообще не подает признаков жизни, то тут варианта два: либо сгорела катушка, либо проблема в проводе от реле, о котором говорилось ранее.
Если разобраться, то система проста и вас не должно пугать обилие проводов. и реле. Просто теперь, двигатель стартера включается не двумя реле, а тремя, которые соединены «каскадом». Если так дальше дело пойдет, то мы доживем до того дня, когда в системе пуска появятся еще какие нибудь сомнительные дополнения. На мой взгляд, третье реле это уже через чур. Но я не инженер, поэтому на своем мнении не настаиваю. Просто когда я увидел схему подключения этого стартера сразу вспомнилась шутка по поводу рекламы кассет для бритья: «Первое лезвие бреет чисто, второе еще чище, третье совсем чисто… А тридцать третье полирует челюсть!» На этой веселой ноте хочу пожелать всем удачи. Пока!