система энергоснабжения

На рис. 1 приведена схема электрооборудования автомобиля ГАЗ-24 «Волга», в которой без искажения соединений электрические машины, приборы и аппараты распределены в отдельные системы и группы.

Под системой понимают совокупность взаимосвязанных между собой приборов и аппаратов электрооборудования, выполняющих определенные функции при работе автомобиля.

Электрооборудование автомобиля состоит из систем энергоснабжения, пуска, зажигания, освещения и световой сигнализации, контроля и группы вспомогательных приборов, обеспечивающих отопление и вентиляцию кабины и кузова, очистку стекол кузова и фар, звуковую сигнализацию, радиоприем и другие вспомогательные функции.

Бортовая электрическая сеть на автомобилях выполняется по однопроводной схеме соединения потребителей с источниками электрической энергии. Бортовая сеть соединена с плюсовыми зажимами генератора и аккумуляторной батареи. Другим проводом служит корпус автомобиля, т. е. рама, двигатель, кабина и другие металлические узлы и агрегаты автомобиля.

Однопроводная схема позволяет уменьшить число проводов и значительно упрощает монтаж и демонтаж приборов электрооборудования.

Рис. 1. Схема электрооборудоваиия легкового автомобиля 1 — генератор; 2— регулятор напряжения; 3 — свечи зажигания; 4 — подавительные резисторы; 5 — катушка зажигания; 6 — выключатель зажигания и стартера; 7—прерыватель-распределитель; 8 — аккумуляторная батарея; 9 — дополнительное реле стартера; 10 — стартер; 11 — электродвигатель антенны; 12 — кнопка сигналов; 13 — подкапотная лампа; 14, 25, 59 — термобиметаллические предохранители; 15 — розетка; 16 — часы; 17 — прикуриватель; 18 — электродвигатель стеклоочистителя; 19 — электродвигатель отопителя; 20 — электродвигатель обдува заднего стекла; 21 — реле сигналов; 22 — сигналы; 23, 24 — выключатели; 26 — амперметр; 27 — указатель измерителя уровня топлива; 28 — контрольная лампа стояночного тормоза; 29 — контрольная лампа сигнализатора температуры охлаждающей жидкости; 30 — указатель термометра; 31 — указатель манометра; 32 — контрольная лампа сигнализатора аварийного давления масла; 33 — датчик сигнализатора аварийного давления масла; 34 — датчик манометра; 35 — датчик термометра; 36 — датчик сигнализатора температуры охлаждающей жидкости; 37 — выключатель лампы стояночного тормоза; 38 — датчик измерителя уровня топлива; 39 — указатель поворота; 40 — габаритный фонарь; 41 — фара; 42 — главный переключатель света; 43 — дополнительный (ножной) переключатель света; 44 — выключатель стоп-сигнала; 45 — переключатель указателей поворота; 46 — прерыватель указателей поворота; 47 — соединительная панель; 48 — задний фонарь; 49 — выключатель фонаря освещения багажника; 50 — фонарь освещения багажника; 51 — фонарь освещения номерного знака; 52 — лампы освещения приборов; 53 — контрольная лампа дальнего света фар; 54 — контрольная лампа указателей поворота; 55 — выключатель света заднего хода; 56 — плафон; 57 — выключатель плафона; 58 — дверные выключатели плафона

Система энергоснабжения предназначена для питания электрической энергией всех потребителей и поддержания постоянства напряжения в электрической бортовой сети электрооборудования автомобиля. Система должна обеспечить надежную и долговечную работу всех потребителей электрооборудования автомобиля.

Источниками электрической энергии на автомобиле являются генератор и аккумуляторная батарея, включенные параллельно друг другу. Регулирование напряжения генератора в заданных пределах осуществляется регулятором напряжения.

На современных автомобилях применяется система энергоснабжения с генератором переменного тока (рис. 2). В нее входят: генератор переменного тока с встроенным в него выпрямителем, реле-регулятор, аккумуляторная батарея, амперметр и выключатель цепи обмотки возбуждения генератора, конструктивно объединенного с выключателями систем зажигания и пуска.

Рис. 2. Схема системы энергоснабжения с генератором переменного тока: а — полумонтажная; б – принципиальная

На автомобилях старых моделей применяется система энергоснабжения с генератором постоянного тока.

Система энергоснабжения с генератором переменного тока получила преимущественное применение, так как она обеспечивает большую стабильность регулируемого напряжения при длительной эксплуатации автомобилей, что повышает надежность работы и долговечность приборов электрооборудования.

При неработающем двигателе аккумуляторная батарея является источником электроэнергии для всех систем и приборов электрооборудования. В этот период работы она разряжается, а амперметр указывает силу разрядного тока.

При разряде аккумуляторной батареи происходит превращение химической энергии в электрическую.

При работающем двигателе и включенном выключателе ток, поступающий в обмотку возбуждения, создает магнитное поле, которое при вращении ротора пересекает обмотку статора генератора, и в ней индуктируется переменная э. д. с. Выпрямитель преобразует переменный ток в постоянный. Когда напряжение генератора будет больше э. д. с. аккумуляторной батареи, ток от выпрямителя поступает в обмотку возбуждения, на все включенные потребители и на аккумуляторную батаоею, осуществляя ее заряд. При заряде аккумуляторной батареи электрическая энергия генератора превращается в химическую, а амперметр в этот период показывает силу зарядного тока.

 

Добавить комментарий