На рис. 1 приведена схема электрооборудования автомобиля ГАЗ-24 «Волга», в которой без искажения соединений электрические машины, приборы и аппараты распределены в отдельные системы и группы.
Под системой понимают совокупность взаимосвязанных между собой приборов и аппаратов электрооборудования, выполняющих определенные функции при работе автомобиля.
Электрооборудование автомобиля состоит из систем энергоснабжения, пуска, зажигания, освещения и световой сигнализации, контроля и группы вспомогательных приборов, обеспечивающих отопление и вентиляцию кабины и кузова, очистку стекол кузова и фар, звуковую сигнализацию, радиоприем и другие вспомогательные функции.
Бортовая электрическая сеть на автомобилях выполняется по однопроводной схеме соединения потребителей с источниками электрической энергии. Бортовая сеть соединена с плюсовыми зажимами генератора и аккумуляторной батареи. Другим проводом служит корпус автомобиля, т. е. рама, двигатель, кабина и другие металлические узлы и агрегаты автомобиля.
Однопроводная схема позволяет уменьшить число проводов и значительно упрощает монтаж и демонтаж приборов электрооборудования.
Система энергоснабжения предназначена для питания электрической энергией всех потребителей и поддержания постоянства напряжения в электрической бортовой сети электрооборудования автомобиля. Система должна обеспечить надежную и долговечную работу всех потребителей электрооборудования автомобиля.
Источниками электрической энергии на автомобиле являются генератор и аккумуляторная батарея, включенные параллельно друг другу. Регулирование напряжения генератора в заданных пределах осуществляется регулятором напряжения.
На современных автомобилях применяется система энергоснабжения с генератором переменного тока (рис. 2). В нее входят: генератор переменного тока с встроенным в него выпрямителем, реле-регулятор, аккумуляторная батарея, амперметр и выключатель цепи обмотки возбуждения генератора, конструктивно объединенного с выключателями систем зажигания и пуска.
На автомобилях старых моделей применяется система энергоснабжения с генератором постоянного тока.
Система энергоснабжения с генератором переменного тока получила преимущественное применение, так как она обеспечивает большую стабильность регулируемого напряжения при длительной эксплуатации автомобилей, что повышает надежность работы и долговечность приборов электрооборудования.
При неработающем двигателе аккумуляторная батарея является источником электроэнергии для всех систем и приборов электрооборудования. В этот период работы она разряжается, а амперметр указывает силу разрядного тока.
При разряде аккумуляторной батареи происходит превращение химической энергии в электрическую.
При работающем двигателе и включенном выключателе ток, поступающий в обмотку возбуждения, создает магнитное поле, которое при вращении ротора пересекает обмотку статора генератора, и в ней индуктируется переменная э. д. с. Выпрямитель преобразует переменный ток в постоянный. Когда напряжение генератора будет больше э. д. с. аккумуляторной батареи, ток от выпрямителя поступает в обмотку возбуждения, на все включенные потребители и на аккумуляторную батаоею, осуществляя ее заряд. При заряде аккумуляторной батареи электрическая энергия генератора превращается в химическую, а амперметр в этот период показывает силу зарядного тока.