Система электроснабжения

 

 

Система электроснабжения предназначена для питания электрической энергией всех потребителей и поддержания постоянства напряжения в бортовой сети электрооборудования автомобиля. Источниками электрической энергии на автомобиле являются генератор и аккумуляторная батарея, включенные параллельно друг другу. Регулирование напряжения генератора в заданных пределах осуществляется   регулятором  напряжения.

К надежности работы и качеству электрической энергии в системе источников электрической энергии предъявляются высокие требования. Отклонение напряжения в бортовой сети автомобиля от расчетного не должно превышать   ±3 %.

Колебание напряжения в пределах ±5 % от расчетного значения приводит к изменению светового потока на ±20 %, и срок службы ламп уменьшается в 2 раза.

Повышение   регулируемого   напряжения   на    10       12    %

приводит к снижению срока службы аккумуляторной батареи в 2…2,5 раза. Надежность работы системы электроснабжения оказывает значительное влияние на экономичность работы  автомобиля в эксплуатации.

На автомобилях, выпускаемых в настоящее время, устанавливают генераторы переменного тока. Примерно 20 % автомобилей, находящихся в эксплуатации, оснащены генераторами постоянного тока.

Генераторы переменного тока обладают свойствами самоограничения максимальной силы тока, а встроенные выпрямители препятствуют протеканию тока от аккумуляторной батареи по обмоткам статора. Поэтому с генераторами переменного тока работает только регулятор напряжения.

При поиске неисправностей систему электроснабжения можно разделить на генератор, регулятор напряжения (реле-регулятор), цепь заряда и цепь возбуждения. Визуальным симптомом неисправностей являются показания амперметра   автомобиля.

Весьма полезна при диагностировании информация водителя, так как ряд признаков при эксплуатации автомобиля прямо указывает на уровень регулируемого напряжения. Например, при повышенном напряжении сила зарядного тока более 10 А не снижается в течение 4…6 ч непрерывной езды днем; часто перегорают лампы, разбрызгивается электролит аккумулятора и появляется белый налет на металлической рамке крепления батареи. При заниженном напряжении происходит быстрый разряд аккумуляторной  батареи.

 

 

Основные неисправности, их симптомы и способы устранения приведены в табл. 8, а технические характеристики и регулировочные данные — в прил. 2 и 3.

Обрыв в цепи транзистора (РР362) или выходного транзистора   (бесконтактный  РР)

Проверка генераторов и реле-регуляторов переменного тока значительно упрощается ввиду отсутствия реле обратного тока, роль которого выполняет выпрямительный блок, и ограничителя силы тока. При диагностировании необходимо проверить регулируемое напряжение и мощность, развиваемую генератором на определенных частотах вращения.

Однако с помощью измерения напряжения и тока выявить характерные неисправности генераторов переменного тока не представляется возможным. Большие возможности дает измерение ряда параметров с помощью осциллографа. С его помощью по характеристическим осциллограммам напряжения генератора определяют обрыв или замыкание обмотки статора на массу и пробой диодов выпрямителя. Кроме того, с помощью осциллографа можно оценить регулируемое напряжение реле-регулятора.

Для диагностирования генераторов и реле регуляторов непосредственно на автомобиле выпускается много приборов и стендов (см. разд. «Универсальные диагностические средства и комплексы»).

При проверке степени искрения щеток допускается искрение голубоватого цвета на 80 % рабочей поверхности щетки. Выскакивание искр из-под щеток недопустимо, оно указывает на недостаточное усилие прижатия щетки или износ коллектора. Желтое искрение свидетельствует об окислении  или замасливании  коллектора  или щеток.

Усилие прижатия щетки пружиной можно измерить с помощью стрелочных весов. Для этого из щеткодержателя надо удалить одну щетку, а другой щеткой, оставшейся в щеткодержателе, нажать на чашку (рычаг) весов. Когда щетка выйдет из щеткодержателя на 2 мм, замеряют показание стрелки весов и сравнивают его с табличными данными (прил. 2). Аналогично проверяется и усилие прижатия другой щетки.

Применение осциллографических методов позволяет выявить неисправности генераторов на автомобиле при работающем двигателе. Для этой цели рекомендуется модернизированный осциллограф Э-206 (модернизация проведена специалистами Курганского машиностроительного института).

Натяжение приводных ремней генераторов может быть проверено с помощью приспособления НИИАТ К403. Нормативные данные приведены в табл. 9.

Для проверки реле защиты контактно-транзисторного реле-регулятора РР362 (рис. 2.4) плавно перемещают ползунок реостата на 30 Ом и фиксируют момент замыкания контактов по показаниям вольтметра. В момент замыкания напряжение должно быть в пределах 6,5…7,5 В. В противном случае изменяют натяжение пружины якорька.

Проверку состояния транзистора в контактно-транзисторном реле-регуляторе типа РР362 производят на неработающем двигателе. Для этого надо снять крышку реле-регулятора, подключить контрольную лампу одним проводом на зажим «Ш» реле-регулятора, а другим — на массу. При включении замка зажигания лампа будет гореть при исправном и пробитом транзисторе и не будет гореть при обрыве в цепи транзистора. Чтобы выявить исправен транзистор или имеет место пробой, надо нажать на якорек регулятора напряжения или реле защиты (замкнуть их контакты). Если транзистор исправен, то при замыкании контактов он запирается и лампа гаснет.

При ЕО и ТО-1 приборы системы электроснабжения очищают от пыли и масла, проверяют надежность их крепления и натяжение приводного ремня. Углубленное диагностирование генераторов, реле-регуляторов и выпрямителей   совмещают  с   ТО-2.

Добавить комментарий