Когда инжекторный автомобиль «троит» на холостых, то одной из наиболее вероятных причин нестабильности работы мотора может являться неисправность регулятора (датчика) холостого хода. В частности, этим нередко страдают автомобили марки ВАЗ 2114. Рассмотрим основные нюансы, связанные с заменой этой детали.
Регулятор (датчик) холостого хода ВАЗ 2114
По своей сути регулятор холостого хода — это клапан, оснащенный запорной иглой, посредством которой дозируется количество воздуха, поступающего к камерам сгорания в обход дроссельной заслонки. То есть, когда заслонка полностью закрыта, а контроллер приходит к выводу, что необходимо поднять обороты холостого хода, регулятор холостого хода (РХХ) приоткрывает либо полностью открывает впускное отверстие и тем самым обедняет топливную смесь. В результате автомобиль не глохнет на холостых даже когда осуществляется движение на непрогретом двигателе. За привод иглы клапана отвечает интегрированный в регулятор шаговый мотор.
Где находится РХХ
На двигателях семейства ВАЗ 2114 регулятор холостого хода располагается в посадочном отверстии в корпусе дроссельного узла. Демонтаж и замена данного элемента не составляет особого труда, так как РХХ крепится к патрубку двумя винтами с головками под крестовую отвертку и находится в зоне свободного доступа. В отдельных случаях может потребоваться снятие дроссельного узла.
Как снять датчик холостого хода
Чтобы снять датчик, необходимо поставить машину на ручной тормоз и отсоединить минусовую клемму от АКБ. Далее нужно отсоединить жгут проводов от датчика и зачистить место стыковки РХХ с корпусом дроссельного патрубка — чтобы грязь и песок не попали в посадочное отверстие. Датчик крепится двумя винтами, которые необходимо выкрутить отверткой либо «трещеткой».
Замена датчика новым
Как правило, неисправные датчики холостого хода не ремонтируются — их заменяют новыми, как это рекомендует «мануал» по ВАЗ 2114. При этом необходимо не забыть произвести чистку посадочного отверстия при помощи WD-40 либо карбюраторного очистителя. Уплотнительное кольцо от старого датчика можно сразу выбросить, так как в комплекте с новым идет и новая резинка. Ее, кстати, рекомендуют смазать моторным маслом перед установкой датчика. Необходимо также следить за тем, чтобы РХХ был установлен правильно — как стоял его предшественник. После затяжки винтов можно подсоединять провода, подключать клемму аккумулятора и проверять работоспособность двигателя на холостых.
Как заменить РХХ на 1,6-литровом инжекторном двигателе
Особенностью технического обслуживания впрыскового силового агрегата объемом 1,6 л, устанавливаемого под капот ВАЗ 2114, является несколько затруднительный процесс замены РХХ.
Видеоролик о причинах неправильной работы РХХ
Если на полуторалитровом моторе все делается буквально на одном дыхании — в соответствии с вышеприведенной инструкцией — то более мощный двигатель требует к себе больше внимания.
Порядок замены:
- Снимите защитный кожух двигателя;
- Ослабьте хомут крепления патрубка воздушного фильтра и отсоедините саму гофру;
- Далее необходимо отцепить тросик дроссельной заслонки;
- Путем откручивания двух гаек на 13 снимается весь дроссельный узел;
- Чтобы лишний раз не лезть в мотор, можно почистить дроссельную заслонку карбюраторным очистителем;
- От датчика отсоединяются провода, выкручиваются 2 винта;
- Установка нового датчика и сборка производятся в обратном порядке.
Купить новый регулятор или попробовать почистить старый — что лучше?
Если вы удостоверились, что датчик холостого хода не работает, можно попробовать почистить его. Для этого лучше использовать WD-40 или очиститель для карбюратора. Отсоединив провода от датчика, просто прочистите контакты разъема при помощи ватной палочки, смоченной очистителем. Также важно промыть струей аэрозоля и запорную иглу. Часто это помогает, и двигатель перестает троить на холостых, машина в течение еще какого-то времени нормально ведет себя на перекрестках, при торможении.
Сколько стоит ремонт РХХ в домашних условиях
Несмотря на то, что руководство по эксплуатации «четырнадцатой» Лады не рекомендует искать альтернативу замене РХХ, многие практикуют ремонт датчика своими руками. Чтобы произвести восстановительные работы, нужно:
- снять датчик, почистить его корпус и вытянуть 3 фиксирующие шпильки (заклепки);
- после этого можно аккуратно снимать корпус — так чтобы не нарушить мест припоя проводов;
- очень часто причиной отказа становится обрыв контакта — в таком случае нужно припаять проводок на место и покрыть место пайки лаком (чтобы не было коррозии);
- еще одной проблемой может оказаться подсос через датчик холостого хода воздуха — для решения вопроса можно применить обычный герметик, что позволит устранить зазоры в корпусе РХХ;
- если оказалось, что износился привод направляющей иглы либо само направляющее, ремонт произвести не получится.
Все варианты ремонта потребуют чисто символических капиталовложений, а также минимум времени и опыта исполнителя.
Цена нового датчика
На различные версии двигателей ВАЗ 2114 заводом устанавливались несколько моделей РХХ, хотя опытные механики говорят, что все применяемые в данном случае регуляторы взаимозаменяемы.
Тем не менее, производитель рекомендует осуществлять замену по следующему принципу:
- 2112-1148300-01 — на аналогичный либо с номером 2112-1148300-03 («Пегас», г. Кострома);
- 2112-1148300-02 — на аналогичный либо с номером 2112-1148300-04 (КЗТА, г. Калуга).
Средняя стоимость оригинальных датчиков — 450-550 руб.
Есть ли РХХ на модификациях с электронной педалью газа?
Следует отметить, что в период с 2010 по 2013 годы производилась версия 211440-26, которая шла с так называемой электронной педалью газа. На данной модели отсутствует РХХ. Режимом холостого хода в данном случае управляет электроника. Если на обычных инжекторных моторах с механической педалью акселератора эту функцию выполнял регулятор холостого хода, то здесь всем заведует электрический дроссель, управляемый ЭБУ.