«Девяточный» стартер нередко может просить технического обслуживания и даже ремонта. К счастью, в этом процессе нет ничего сложного, и все можно сделать в сжатые сроки даже без опыта подобных работ.
Ремонт стартера ВАЗ 2109 своими руками
Ремонтно-восстановительные работы в случае стартера ВАЗ 2109 можно условно разделить на следующие группы:
- ремонт и замена обмотки;
- ремонт якоря;
- ремонт привода;
- ремонт и замена крышки;
- ремонт и замена щеток;
- ремонт тягового реле.
Вопросы по обмотке статора:
- Сперва необходимо проверить обмотку. Для этого в цепь переменного тока в 220 В включается контрольная лампа. Свободный провод подсоединяется к одному из выводов обмотки. Другой конец цепи замыкается на корпус. В случае, если лампа светится, становится очевидно, что изоляция обмотки повреждена и требуется замена обмотки либо статора. Так же проверяется и вторая обмотка.
- Проверку обмотки можно произвести при помощи тестера в режиме омметра. Для этого один контакт устанавливается на вывод, второй — на корпус статора. Сопротивление обоих обмоток при этом не должно быть меньше 10 кОм. В противном случае придется менять статор.
Видеоурок по ремонту стартера
Ремонт якоря стартера:
- Необходимо произвести визуальный осмотр якоря. В случае выявления грязи или рисок, царапин на коллекторе нужно все прочистить и прошлифовать «наждачкой» мелкой фракции.
- Если на коллекторе наблюдаются значительные шероховатости, есть выступания слюды между пластинами, потребуется проточка детали на станке и последующая шлифовка той же мелкозернистой шкуркой.
- Важно обратить внимание на биение сердечника по отношению к цапфам вала. Этот показатель не должен превышать 0,008 мм, иначе — замена якоря.
- При обнаружении желтого налета от подшипника на валу, удалите налет наждачной бумагой, так как в последствии это может вызвать заклинивание шестерни на валу.
- Выявленные задиры и забоины на цапфах и шлицах также укажут на потребность в замене якоря.
Обмотка якоря:
- Обследуйте обмотку якоря. В частности, обратите внимание на надежность пайки ее выводов к пластинам коллектора.
- Разверните обмотку так, чтобы осмотреть ее с торцовой стороны. Диаметр обмотки обязательно должен быть меньше, чем пакет железа якоря. В противном случае необходима замена якоря.
- Проверяется обмотка якоря при помощи контрольной лампы, как это делается в случае обмотки статора. Провода подсоединяются к сердечнику и пластине коллектора. В случае загорания лампочки делаем вывод, что присутствует замыкание обмотки либо пластин на «массу», а значит якорь подлежит замене.
- Аналогично возможно произвести проверку обмотки омметром. Один щуп — на коллектор, второй — на сердечник. Сопротивление не должно упасть ниже 10 кОм, иначе придется менять якорь.
Привод стартера:
- Зафиксировав рукой обгонную муфту, попытайтесь провернуть шестерню стартера туда-сюда (вращение должно наблюдаться лишь по часовой стрелке). Если же шестерня проворачивается в обе стороны, замените привод.
- Теперь привод нужно надеть на вал якоря. В таком случае он должен иметь свободный ход, без заеданий двигаться по шлицам.
- При выявлении сильного износа или повреждений деталей привода его нужно полностью заменить.
- Если есть забоины на заходной части зубьев шестерни, то зубья необходимо аккуратно отшлифовать абразивным кругом небольшого размера.
Крышка стартера, втулки:
- Крышка со стороны коллектора и промежуточная опора также требуют внимания.
- В случае выявления трещин в этих местах потребуется замена деталей.
- Осматриваются втулки. Если они сильно выработаны либо повреждены, производится замена крышки и опоры.
- Осмотру подлежит также втулка, которая запрессована в картер сцепления. При ее износе, наличии задир, раковин и пр. требуется замена втулки. Для удаления старой втулки в нее придется закрутить метчик, будто вы хотите нарезать внутри резьбу. При вворачивании метчика до упора втулка начнет выпрессовываться.
Щетки стартера:
- Осмотрите щетки и измерьте их высоту — при показателе меньше 12 мм потребуется замена деталей.
- Проверяется, легко ли перемещаются щетки в держателях, нет ли при этом заеданий. Обращается внимание и на надежность креплений — держатели должны быть хорошо зафиксированы.
- Проверьте при помощи обычной контрольной лампы, не имеет ли место замыкание держателей изолированных щеток на «массу».
- Нелишним будет проверить и усилие пружин щеток, для чего потребуется динамометр. При этом якорь вставляется в крышку, устанавливается корпус и щеткодержатель. Щетки вставляются в держатели. При отрыве пружины от щетки величина усилия должна быть в диапазоне 9,0-11,0 Н (кгс).
Ремонт тягового реле:
- При помощи омметра проверяется сопротивление обмоток реле. Втягивающая при этом должна показать сопротивление около 0,52-0,59 Ом, а удерживающая — 0,725-0,795 Ом.
- Также обмотка подлежит проверке на предмет замыкания пластины и контактных болтов. Если тестер показывает бесконечность, то это означает либо обрыв в обмотке (замена реле), либо пластина просто не замыкает на болты.
- Проверните якорь — он не должен заедать.
- Частой проблемой оказываются подгоревшие головки болтов в крышке реле. В таком случае производится зашкуривание. Если выгорание сильное, то рекомендуется развернуть болты на 180 градусов, что даст больше прижимной площади при контакте.
- Можно также перевернуть другой стороной и сильно изношенную контактную пластину.
- По окончанию ремонтных работ надежно припаяйте выводы обмоток к клеммам.