Такое устройство ещё называют маршрутным компьютером или “бортовым навигатором”. На самом же деле оно представляет собой маленький автомобильный прибор, который считывает, выводит и обрабатывает необходимую информацию, отображая данные на дисплее, среди которых:
- расход топлива (мгновенный и средний);
- состояние бака (сколько его осталось с точностью до литра);
- статистические данные (среднюю скорость, пройденный километраж, израсходованное топливо за промежуток времени);
- температура в салоне и за его пределами;
- основные неисправности автомобиля и т.д.
Приобрести бортовой компьютер даже ради перечисленных преимуществ уже имеет смысл, как на старое инжекторное авто двадцатилетней давности, так и новое, только что купленное. Ведь каждому водителю необходимо знать, сколько топлива в действительности расходуется на каждом режиме его автомобилем. Или даже, сколько реально его уходит при обгоне, например, на пониженных передачах? Сколько ваш автомобиль “сжигает” горючего при холоде и какая наилучшая скорость до его полного прогрева?
В настоящее время на рынке представлен целый спектр таких устройств, предназначение которых удовлетворить “информационный голод” всех владельцев современных авто. Цены на такой информационный прибор самые разнообразные и колеблются от 1500 до 5000 рублей.
Показания расхода топлива позволят контролировать мгновенные и средние затраты дизеля или бензина. Поэтому, принимая во внимание количество оставшегося в баке горючего и нужное расстояние для поездки, можно легко спланировать лучший маршрут.
Такое бортовое электронное устройство создано для вывода на экран и анализа информации обо всех важных агрегатах и узлах транспортного средства. Ведь оно предупреждает водителя и мгновенно оповещает о найденных неисправностях и проблемах.
Поэтому безотказная и надёжная работа любого современного авто просто немыслима без системного слежения за всеми процессами, происходящими в нём. А в этом, кстати, и заключается главное предназначение этого устройства.
Если вы всё же решились на приобретение такого замечательного устройства, тогда не откладывайте этот поступок в долгий ящик, а лучше сделайте подарок вашему автомобилю. Однако, какую модель купить? Ведь бортовой компьютер не состоит из пары функций. Он оснащён порядком сотни возможностей. Конечно, всё зависит от производителя и цены, заплаченной за такое устройство.
Типы бортовых компьютеров
Существует два типа маршрутных приборов: мультисистемный бортовой компьютер (универсальный) и модельный бортовой компьютер.
Модельный бортовой компьютер работает на определённых моделях автомобилей и поэтому ограничен в использовании. Универсальный мультиситемный бортовой компьютер лишён этого недостатка и поддерживает целый спектр модельного ряда автомобилей, от упрощённых инжекторных автомобилей, до конструктивно усложнённых дизельных двигателей, в которых используют турбину.
Отличить универсальный и модельный бортовой компьютер можно визуально, взглянув лишь на его дизайн. Установка бортового компьютера (модельного) лучше осуществляется на приборной панели, чем универсального. Да и смотреться такое устройство будет привлекательней, расположившись на штатном месте. Однако, при смене старого автомобиля на новый, придётся пожертвовать своим “помощником” и прикупить нового “друга” снова.
Универсальный маршрутный компьютер можно установить ещё проще. Стоит только обновить программное обеспечение и его уже сразу можно монтировать на ваше авто. Заранее стоит выяснить какие модели бортового компьютера подходят именно для вашего случая. Только после этого следует покупать такое устройство, а не наоборот. К примеру, если вы владелец автомобиля маркой Skoda, то без проблем можете приобрести Multitronics, а если ВАЗ 2110 тогда без проблем вам подойдёт Gamma.
Что такое маршрутный компьютер?
Маршрутный компьютер представляет собой устройство, оповещающее о главных параметрах передвижения – скорости, частоте коленчатого вала, различных температурных параметрах (двигателя, салона и за “бортом”), напряжении электрической системы и ещё массой функций. Конечно, частично такую информацию можно узнать из показаний штатных датчиков, но покупкой бортового компьютера вы ничего не испортите, а наоборот приобретёте, и ,как говориться, “маслом кашу никогда не испортишь”.
Так, положительной чертой с той точки зрения потребителя является тот факт, что такой прибор точно отображает информацию и даже может корректировать данные для различных вычислений, которые необходимы после замены разных деталей и систем.
Качественно исполненные и дорогие приборы способны не только производить вывод на экран тривиальных показаний, но и планировать ваш маршрут. При этом они подбирают оптимальную скорость движения на любом участке движения и даже подсчитывают километраж согласно оставшемуся количеству горючего в вашем баке. Бортовой компьютер также может проверять все узлы и системы автомобиля на предмет “нестандартных” ситуаций. При этом он молниеносно оповещает водителя о поломке или возникшей проблеме.
Установка автомобильного компьютера
Чтобы решить вопрос, как подключить бортовой компьютер рассмотрим один из примеров его установки. Например, возьмём в качестве теста прибор multitronics VS 731. Первым делом определимся с местом размещения этого “чуда электроники”. Не стоит размещать автомобильный компьютер на торпеде или стекле. Ведь в первом случае потребуется “ковыряться” в торпеде. Во втором случае такое устройство не только мешает обозрению дорожной ситуации, но может со временем отвалиться от лобового стекла.
Лучшим вариантом размещения бортового компьютера считается полоска, образованная между зеркалом заднего вида и крышей салона. Однако, чтобы это осуществить, нужно расположить зеркало немного ниже. Для этого стоит всего лишь сделать крепление.
Чтобы это осуществить, необходимо изогнуть небольшой лист алюминия полукругом, просверлив предварительно в нём несколько отверстий. Такую операцию можно реализовать с помощью простых инструментов: молотка, пассатиж и заготовки трубы нужного диаметра, на которой и будем производить такую операцию.
Когда будете прокладывать информационный шлейф от multitronics VS 731, то не стоит снимать солнечный козырёк, а использовать стальную проволоку для протяжки проводов. Цветными кабелями, которыми мы подключаем устройство к замку зажигания, габаритам, форсунке, датчикам температуры, лучше проложить под облицовкой пола.
Удобнее всего не подключать бортовой компьютер к замку зажигания, а соединить его с прикуривателем. Такой “контакт” необходим в первую очередь для создания функции “физического замка”. Всё равно к прикуривателю подходит “плюс” от аккумуляторной батареи после включения замка зажигания, да ещё при “АСС”, но это не так критично.
После этого прокладываем провода под ковриком в салоне. Чтобы подключить провод к ДУТ, необходимо разобрать уплотнитель дверного проёма и снять коврик в области водительского сиденья. Там находятся необходимые две светлые колодки. Выбираем ту, что ближе всего располагается к центральной стойке.
Поддеваем замок и разъединяем нужную колодку, чтобы удобно было с ней в дальнейшем работать. Находим из всего пучка серый провод – это и есть искомый нами, к которому мы и должны подключить зелёный провод бортового компьютера.
Настройка бортового компьютера осуществляется в автоматическом режиме, когда он “считывает” информацию от автомобильных датчиков. После такого теста первичных параметров, устройство производит отчёт производительности автомобиля и отображает детальную информацию на экране. Компьютеры дорогого класса комплектуются жидкокристаллическими дисплеями, а простые модификации – цифровыми (4-х и 3-х разрядными).
Видео установки бортового компьютера в авто:
С большой долей уверенности можно сказать, что экономить на таком “чуде техники” не стоит. Ведь такие электронные “штучки”, при надлежащем использовании, не раз могут выручить и поддержать в сложной ситуации.
Нам важно знать, что вы об этом думаете. Поэтому мы ждем ваших мнений и комментариев. Если у вас есть свой опыт, то вы можете им поделиться с другими читателями статьи. Это будет очень полезно всем.