Проблемы с генератором автомобиля зачастую неправильно трактуются автолюбителями. Начнем с того, что рассматривать «неправильный» заряд нужно не с точки зрения неисправности генератора, а имея в виду систему пуска-заряда электрооборудования в целом. Да и что подразумевается под «неправильной» зарядкой, многим тоже не понятно. Поэтому, когда аккумулятор начинает быстро садиться, а стартер отказывается работать при низких температурах, водители, почему-то не хотят признать факт неисправности аккумулятора. Хотя, это легко проверить нагрузочной вилкой. И тогда, очень часто, по совету знакомого «дяди Васи» из соседнего гаража люди начинают искать способ как увеличить мощность и производительность генератора.
Кстати, мощность генераторов напрямую зависит от способа возбуждения генератора. До недавнего времени считалось, что возбуждение с помощью постоянных магнитов неэффективно. Но так было до тех пор, пока не были открыты неодимовые магниты. Они имеют более выраженные свойства. Относительно доступная цена на неодимовый магнит сделала его довольно популярным материалом, поэтому сейчас они широко используются как на крупных производствах, так и в быту. Генераторы с использованием сверхмощных магнитов способны удерживать стабильное напряжение при больших нагрузках. Но на отечественных автомобилях такие агрегаты пока не нашли применение.
Например, для Ваз 2114 пределы «зеленой зоны» для нормальной работы системы электрооборудования составляют 13,2 -14, 7 В. Если Ваш генератор укладывается в эти параметры, то не стоит тратить деньги за обращение к автоэлектрику. Проверьте нагрузочной вилкой аккумулятор. Если при «нагрузке» напряжение падает до 10-9 В, то естественно стартер не будет запускаться зимой. Ведь проверка нагрузочной вилкой имитирует момент пуска двигателя и показывает, насколько сильно падает напряжение от пусковой нагрузки.
Бывают, конечно, и частные случаи. Иногда возникают проблемы со стартером, который нуждается в техническом обслуживании не менее, чем другие детали. А у наших же автовладельцев принято эксплуатировать его до полного отказа.
Возвращаясь к вопросу о регулировании напряжения, нужно сказать, что за этот показатель отвечает реле регулятор (а не сам генератор!), который встроен в генератор или установлен отдельно. На моделях ВАЗ он легко меняется и стоит около 3-х долларов. Поэтому, если уж у вас и возникли сомнения по поводу исправности генератора, — поменяйте сначала регулятор. В народе реле-регулятор прозвали «шоколадкой» или «печенюшкой», иногда – «таблеткой», и даже приходилось слышать – «витаминкой». Вот такая богатая фантазия у наших автолюбителей! Но хотелось бы, чтобы она была направлена в нужное русло, так сказать. А чтобы это было так, читайте больше технической литературы и советуйтесь с настоящими специалистами.