Состав и особенности конструкции ЭСУД «Hyundai ECFI»
Автомобили Accent/Pony/Excel 1994-2000 г.г. выпуска с двигателем G4K (1,5 л, 12- или 16-клапан-ные (12V — SOHC и 16V — DOHC)) оборудованы электронной системой управления двигателем (ЭСУД) «Hyundai ECFI». Это — объединенная система управления типа Motronic с обратной связью на циркониевом датчике кислорода.
Автоматическое регулирование осуществляется по трем параметрам:
— по качеству топливной смеси, обеспечивая диапазон регулирования коэффициента избытка воздуха в пределах 0,97<Х<1,03;
— по количеству оборотов холостого хода (ХХ), обеспечивая количество оборотов ХХ 800±100 об/мин во всех режимах работы двигателя;
— по детонации, обеспечивая с помощью датчика детонации (KS) и соответствующей управляющей программы блока управления впрыском (ЕСМ) изменение угла опережения зажигания до прекращения детонации. Это позволяет адаптировать систему к качеству залитого бензина и к состоянию электромеханических параметров двигателя.
ЭСУД «Hyundai ECFI» имеет средства самодиагностики, которые обеспечивают формирование, сохранение и чтение-стирание диагностических кодов ошибок.
Рис. 1. Принципиальная схема ЭСУД «Hyundai ECFI» 12V
Рис. 2. Принципиальная схема ЭСУД «Hyundai ECFI» 16V
Экологические системы «Hyundai ECFI», включающие EVAP и систему нейтрализации выпускных газов, обеспечивают состав выхлопных газов, соответствующий нормам токсичности «Евро 2»:
— содержание СО на холостом ходу (ХХ) — не более 0,5% (на 2500…2800 об/мин — не более 0,3%);
— содержание СО2 на ХХ — не более 14,5-16%;
— содержание CH — не более 100 ppm;
— содержание О2 — около 0,10,5%.
Принципиальные схемы ЭСУД «Hyundai ECFI» для 12- и 16-кла-панных двигателей приведены на рис. 1 и 2 соответственно.
В схемах электрооборудования автомобилей Hyundai принята следующая маркировка электропроводки: bl-blue — синий, gn-green — зеленый, rs-pink — розовый, ws-white — белый, x-braided cable — экранированный кабель, br-brown — коричневый, gr-grey — серый, rt-red — красный, hbl-liht blue — голубой, y-high tension — высоковольтный (свечной) провод, el-cream — кремовый, nf-neutral — бесцветный, sw-black — черный, hgn-light green — светло-зеленый, ge-yellow — желтый, og-orange — оранжевый, vi-violet — фиолетовый, rbr-maroon — бордовый.
На рис. 3 и 4 показано расположение элементов системы впрыска на кузове автомобилей Hyundai Accent/Pony/Excel для 12- и 16-кла-панных двигателей соответственно.
Рис. 5. Монтажные блоки Hyundai Accent/Pony/Excel Фрагмент 5а: 5 — диагностический разъем (DLC), 6 — ЕСМ, 7 — главное реле ЭСУД (К46), 8 — топливный насос, 9 — монтажный блок №1, 10 — монтажный блок № 2, 11 — монтажный блок в моторном отсеке, 9 -ТСМ.
Фрагмент 5б: F4 — плавкая вставка защиты цепей АКБ, 5 — плавкая вставка защиты цепей генератора, F6 — плавкая вставка защиты цепей системы зажигания, F9 — плавкая вставка защиты цепей системы впрыска.
Фрагмент 5в: F3 — предохранитель защиты цепей ЕСМ, F4 — предохранитель защиты цепей ТСМ.
Фрагмент 5г: 1 — реле топливного насоса (К20), 3 — реле стартера.
Таблица 1. Данные для проверки ECM Hyndai ECFI
Рис. 6. Контрольные осциллограммы ECM Hyundai ECFI
На рис. 5 показано расположение компонентов системы впрыска, а также реле и предохранителей электрических цепей системы впрыска в монтажных блоках.
Проверка параметров блока управления впрыском «Hyundai ECFI»
В табл. 1 приведен порядок проверки блока управления впрыском «Hyundai ECFI».
Данные в таблице объединены в группы, для обеспечения «системы» в проверке блока управления. Последовательность проверки функций ЕСМ следующая:
— функции обеспечения ECM (электропитание, иммобилайзер, синхронизация, датчики);
— исполнительные функции(управление реле, зажиганием, форсунками, ХХ, лямбда-регулированием и дополнительными устройствами).
На рис. 6 представлены контрольные осциллограммы ECM «Hyundai ECFI».
Самодиагностика ЭСУД «Hyndai ECFI»
ЭСУД «Hyundai ECFI» имеет средства самодиагностики, соответствующие протоколу OBD II, а также обеспечивает поддержку протокола диагностики производителя. Также обеспечивается проверка формируемых сигналов на соответствие реальному диапазону и логическую достоверность. Если программа диагностики обнаруживает какое-то несоответствие (сигнал датчика не вписывается в реальный диапазон или противоречит сигналу с другого датчика, отсутствует электропитание и т.п.), в память ошибок записывается один или несколько соответствующих кодов неисправностей, а на приборной панели включается индикация ошибки ЭСУД. Помимо этого контролируется состояние диагностического оборудования.
Рис. 7. Самодиагностика Hyundai ECFI
Считывание кодов ошибок может быть проведено как с помощью специального диагностического оборудования, так и вручную* в следующей последовательности:
— при отключенном зажигании собирают диагностическую схему (см. рис. 7а, 7б);
— включают зажигание и на 2,5.7 секунд замыкают контакт 15 разъема DLC на «землю», по вспышкам индикатора «MIL» считывают код DTC;
— индикация каждого DTC включает две группы вспышек, в каждой из которых от 1 до 9 вспышек «MIL» (см. рис. 7в — пример отображения кода DTC «12»);
— длинная вспышка в коде DTC обозначает «десятки» (см.рис. 7в-А), а короткая — «единицы» (см. рис.7в-С);
— короткие паузы между вспышками «MIL» разделяют цифры одного кода DTC (см. рис. 7б-В), длинные паузы разделяют разные DTC (см. рис. 76-D).
Очистка памяти ЕСМ, хранящей диагностическую информацию, также может быть выполнена как с помощью специального диагностического оборудования HYUNDAI, так и вручную в следующей последовательности:
— при отключенном зажигании отключают «земляную» шину АКБ (следует помнить, что отключение АКБ очистит энергозависимую память «электронной начинки» автомобиля — магнитолы, часов и т.п.);
— выдерживает паузу 15.20 с;
— подключают АКБ.
Таблица 2. Диагностические коды ошибок ЭСУД Hyundai ECFI
Код ошибки Hyundai | Код ошибки OBD Hyundai |
Проверяемое оборудование |
Возможная причина неисправности | |
2-значный |
4-значный |
|||
12 |
3117, 5111 |
P0100-P0104 | Датчик MAF | Монтажные соединения, датчик MAF, ЕСМ |
13 |
3146, 5112 |
P0095-P0099, P0110-P0114 | Датчик IAT | Монтажные соединения, датчик IAT, ЕСМ |
21 |
3145 |
P0115-P0119 | Датчик ECT | Монтажные соединения, датчик ECT, ЕСМ |
14 |
3153 |
P0120-P0124, P0220-P0233 | датчик TP | Монтажные соединения, датчик TP, ЕСМ |
11, 59 |
3128 |
P0030-P0032, P0036-P0044, P0050-P0064, P0130-P0147, P0150-P0167 | Датчик HO2S, катализатор | Монтажные соединения, отравление катализатора или датчика HO2S, ЕСМ |
41 |
3112, 3116, 3234, 3235 |
P0201-P0204, P0261-P0271 | Форсунки | Монтажные соединения, неисправности компонентов топливной системы |
42 |
4133, 4151-4154 |
P0087-P0088, P0148-P0149, P0313, P0363, P1123, P1124, P1127, P1128 | Топливная система | Монтажные соединения, неисправности компонентов топливной системы |
22 |
3147, 3232 |
P0320-P0323, P0335-P0339, P0385-P0389 | Датчик CKP | Монтажные соединения, датчик CKP, ЕСМ |
23 |
3222 |
P0010-P0025, P0340-P0349, P0365-P0369 P0390-P0394 | Датчик CMP | Монтажные соединения, датчик CKP, ЕСМ |
— |
3211 |
P0325-P0334 | Датчик KS | Монтажные соединения, датчик KS, ЕСМ |
— |
3135 |
P0440-P0459, P0465-P0469, P0496-P0499 | Клапан EVAP | Монтажные соединения, клапан EVAP, ЕСМ |
— |
3114, 3122, 3144 |
P0506-P0511, P1518-P0519, P1552, P1553 | Клапан IAC | Монтажные соединения, клапан IAC, ЕСМ |
44 |
5111 |
P0301-P0304 | Система зажигания | Монтажные соединения, неисправности компонентов системы зажигания. |
— |
3137 |
P0562, P0563, P0685-P0690 | Система электропитания | Главное реле питания, реле топливного насоса, монтажные соединения, ЕСМ |
00 |
1122, 1233, 1234, 3241-3243, 4133 |
P0601-P0609, P0614, P0630-P0633, P0642 P1665, P1670 | ЕСМ | Монтажные соединения, неисправности системы электропитания, ЕСМ |
24 |
3159 |
P0500-P0503, P0720-P0723 | Датчик VSS | Монтажные соединения, датчик VSS, ЕСМ |
— |
— |
P1586, P1624, P1605, P1606 | Управление
трансмиссией,подвеской |
Монтажные соединения ТСМ, ЕСМ |
— |
3133, 3138, 3149, 3221 |
P0645 | Управление кондиционером | Монтажные соединения ЕСМ/AC, ЕСМ |
В табл. 2 приведены основные коды ошибок, актуальные для ЭСУД «Hyundai ECFI» (причем, однородные ошибки объединены в группы).