Штатные противоугонные системы автомобилей ВАЗ. Эксплуатация и решение некоторых нестандартных проблем

 


Отечественные производители легковых автомобилей стараются не отставать от современных веяний в автомобилестроении и используют для этого достижения в области электроники. Одно из направлений использования электроники в автомобиле — противоугонные системы. В этом материале автор знакомит читателей с штатными противоугонными системами — иммобилизаторами, которыми оснащаются современные автомобили ВАЗ.

Принцип работы иммобилизатора

В настоящее время с конвейера АвтоВАЗа сходят автомобили, оснащенные противоугонным устройством (далее — иммобилизатор) типа АПС-4 и АПС-6. Большинство автомобилей (ВАЗ 2123 «Chevrolet Niva», ВАЗ 11183 «Калина» и все модификации ВАЗ 2110) оснащаются последней моделью — АПС-6.

Иммобилизатор является штатным противоугонным устройством и представляет собой электронный блок, позволяющий предотвращать несанкционированный запуск двигателя без использования ключа зажигания. Для этого в корпус механического ключа зажигания встраивается электронный кодовый ключ. При попытке запуска двигателя без использования оригинального ключа зажигания иммобилизатор блокирует запуск двигателя путем подачи определенных команд на электронный блок управления (ЭБУ) двигателя.

Постановка автомобиля на охрану производится автоматически, сразу после выключения зажигания. Снятие с охраны происходит после включения зажигания, при этом от водителя не требуется выполнения дополнительных операций.

На примере противоугонного устройства типа АПС-6 познакомимся с принципом его работы.

При включении зажигания производится считывание устройством кода из электронного ключа, встроенного в головку механического ключа зажигания. После считывания и совпадения кода ключа с кодом, хранящимся в памяти ЭБУ, разрешается запуск двигателя. Если коды не совпадают, то запуск двигателя блокируется.

Через 2,5…3 секунды после включения зажигания иммобилизатор включает самодиагностику, сопровождаемую индикацией сигнальной лампы, расположенной на приборной панели.

Если запуск двигателя произошел, сигнальная лампа постоянно светится. При неудачной попытке запуска двигателя (при запрете устройства на снятие с охраны) через некоторое время сигнальная лампа будет мигать с секундным интервалом. В это же время происходит звуковое оповещение устройством возникшей ошибки считывания или неисправности.

В случаи возникшей неисправности иммобилизатор автоматически может определить ее тип, одновременно сопровождаемой звуковой индикацией.

Некоторые распространенные неисправности определяются следующим образом:

—    1 звуковой сигнал — отсутствует считывание кодов с электронного ключа (как правило, данная неисправность указывает на неисправность кодера в ключе);

—    2 звуковых сигнала — нарушена электронная связь между иммо-билизатором и контроллером управления двигателя, находящимся в неисправном состоянии;

—    3 звуковых сигнала — электронный код ключа отсутствует в буфере памяти иммобилизатора (данная неисправность может быть вызвана при использовании «чужого» ключа);

—    4 звуковых сигнала — контроллер управления работой двигателя не подтверждает разрешение на запуск двигателя. Подобный отказ может быть вызван неправильной эксплуатацией устройства, а именно, обучением иммобилизатора «чужим» ключом.

Иммобилизатор АПС-6 состоит из блока управления, катушки связи (специалисты еще называют ее антенной, она расположена непосредственно в замке зажигания), обучающего и рабочего ключей и сигнальной лампы.

Процедура обучения иммобилизатора АПС-6

В описании процедуры обучения (настройки) иммобилизатора подробно показаны конкретные шаги по проведению данной работы. От качества проведенных работ по настройке устройства зависит в дальнейшем надежность его функционирования.

Перед началом проведения работ по обучению иммобилизатора следует подробно изучить инструкцию завода-изготовителя транспортного средства.

Процедуру обучения можно проводить, когда ЭБУ и иммобилизатор находятся в одном из следующих состояний:

—    функция иммобилизации выключена (контроллер и иммобилизатор не обучены), в данном состоянии запуск двигателя разрешен;

—    функция иммобилизатора включена (контроллер и иммобилизатор обучены), при этом запуск двигателя возможен только при получении ЭБУ правильного кода от устройства.

Процедуру обучения иммобили-затора проводят в следующих случаях:

—    стирание старых и обучение новых рабочих ключей;

—    обучение рабочих ключей после замены неисправного иммобилизатора;

—    замена пароля допуска.

Процедуру обучения иммобилизатора выполняют в следующей последовательности:

1. Закрывают все двери транспортного средства, включают зажигание обучающим ключом примерно на 6 секунд.

2. Выключают зажигание, контрольная лампа на приборной панели должна начать мигать, она индицирует правильность проведения процедуры обучения. Прекращение мигания контрольной лампочки означает неправильное проведение процедуры обучения.

3. Во время мигания контрольной лампы следует вставить рабочий ключ в замок и включить зажигание. Если обучение произошло правильно, это будет подтверждено звуковым сигналом. Если звуковой сигнал не прозвучал и мигание контрольной лампы прекратилось, следует повторить процедуру обучения иммобилизатора.

Рис. 1. Схема подключения иммобилизатора АПС-6 к электрооборудованию автомобиля
4. Выключают зажигание.

5. При обучении второго рабочего ключа следует повторить процедуру обучения, используя для включения зажигания второй обучаемый рабочий ключ.

6.  Через 6 секунд после звукового сигнала следует включить зажигание обучающим ключом, а через 2-3 секунды выключают зажигание. Через некоторое время включают зажигание, после включения устройство подаст три звуковых сигнала, а контрольная лампа перестанет мигать. После проведенной процедуры иммобилизатор даст разрешение на запуск двигателя.

Дополнительные функции иммобилизатора АПС-6

Иммобилизатор АПС-6, кроме штатной противоугонной функции имеет дополнительные функции, улучшающие потребительские характеристики автомобиля. Приведем их:

—    задержка включения плафона освещения салона в течение нескольких минут после закрытия дверей автомобиля;

—    управление выключением задних противотуманных фонарей. Включение фонарей осуществляется однократным нажатием на кнопку выключателя задних противотуманных фонарей;

—    предупреждение об оставленном ключе в замке зажигания (если зажигание выключено);

—    предупреждение об оставленных включенных габаритных фонарях (если зажигание выключено);

—    управление работой стеклоподъемников при включенном и выключенном зажигании (если двери транспортного средства не открывались при изъятом ключе зажигания. Если дверь открылась, управление стеклоподъемником автоматически отключается).

Нештатные проблемы, возникающие при эксплуатации иммобилизатора и их решение

Утеря рабочего ключа

При утере рабочего ключа следует приобрести новый рабочий ключ, в памяти которого не записан код обучающего ключа. Для дальнейшего использования ключа следует выполнить процедуру обучения (см. выше).

Утеря обучающего ключа

При утере обучающего ключа невозможно реализовать процедуру обучения рабочих ключей. Эксплуатация транспортного средства с обученными рабочими ключами может быть продолжена, однако в случае возникшей неисправности контроллера или самого иммоби-лизатора придется произвести замену как иммобилизатора, так и контроллера (ЭБУ).

Замена неисправного иммобилизатора

После замены неисправного иммобилизатора на новый следует произвести процедуру обучения системы, при этом можно использовать старые обучающий и рабочие ключи.

В случаи внезапного отказа иммобилизатора контроллер в аварийном режиме разрешает запуск двигателя при условии заблаговременной активации функции и ввода пароля. Активация ввода пароля (как правило, пароль состоит из 6-ти цифр) производится нажатиями на педаль газа.

На автомобилях ВАЗ 1118 «Калина» замена иммобилизатора может привести к неполной работе штатного центрального замка (данное нарушение может произойти также и при неправильном обучении). В данном случае следует полностью очистить энергонезависимую память ЭБУ. Для этого следует отсоединить штатный разъем от иммобилизатора и установить перемычку между контактами разъема 9 и 18. После проведения работ перемычку удаляют, разъем подключают к иммобилизатору и производят обучение системы.

Замена неисправного контроллера (ЭБУ)

При замене неисправного ЭБУ необходимо использовать контроллер с чистой энергонезависимой памятью. При этом новый ЭБУ будет разрешать запуск двигателя независимо от иммобилизатора. Для запуска работы иммобилизатора необходимо произвести процедуру обучения штатным обучающим ключом. Допускается замена неисправного контроллера на другой, в котором уже активизирована противоугонная система, если использовать тот обучающий ключ, которым он был обучен. Перед заменой контроллера следует определить тип и марку установленного устройства, завод-изготовитель комплектует автомобили контроллерами разных производителей — Bosch, Январь, VS.1 и их модификациями.

Назначение контактов разъема иммобилизатора АПС-6

№ контакта

Цвет провода шлейфа

Назначение

1 Зеленый К катушке антенны, в замке зажигания
2 Голубой Дополнительное реле питания стеклоочистителя
3 Не используется
4 Зеленый/белый От выключателя фар
5 Оранжевый/белый К задним противотуманным фонарям
6 Розовый Постоянный плюс (от АКБ), питание АПС-6
7 Розовый Постоянный плюс (от АКБ)
8 Желтый Соединение с массой (минус) при включенных задних противотуманных фонарях
9 Желтый/черный K-Line (к клемме 7 диагностической колодки, клемме 8 блока управления электроусилителя руля)
10 Белый/голубой От концевых выключателей пассажирских дверей
11 Белый К катушке связи (антенне) в замке зажигания
12 Зеленый/черный От концевого выключателя двери водителя
13 Коричневый От габаритного освещения
14 Красный/голубой К клемме 15 блока управления электропакета «НОРМА»
15 Оранжевый/белый К задним противотуманным фонарям
16 Черный Масса
17 Розовый Постоянный плюс, от АКБ
18 Коричневый/зеленый K-Line (контакт 71 разъема ЭБУ, клемма 3 блока «НОРМА»)
19 Желтый/голубой К индикатору работы АПС на комбинации приборов, клемма 8 электропакета «НОРМА»
20 Оранжевый Клемма 15 замка зажигания

Для контроля работы иммобилизатора можно использовать специализированные диагностические тестеры, работающие по протоколу KWP 2000.

Схема подключения и назначение выводов иммобилизатора АПС-6

На рис. 1 показана схема подключения иммобилизатора АПС-6 к электрической схеме автомобиля, а в таблице — назначение контактов разъема иммобилизатора.

Особо хочется остановится на системе управления электропакетом «НОРМА», которая связана с блоком АПС-6.

Система дистанционного управления (СДУ) электропакетом «НОРМА» состоит из блока управления и пульта дистанционного управления (ПДУ), он же является замком зажигания.

Работа системы СДУ обеспечивает блокировку замков дверей, включение режима охраны. Управление СДУ реализуется нажатием на соответствующие кнопки управления, расположенные на ПДУ, с сопровождением индикации. Питание ПДУ обеспечивают две аккумуляторные батареи типа CR20S2 напряжением 1,5 В каждая.

При эксплуатации СДУ следует учесть следующее: если при нажатии на кнопки управления на ПДУ отсутствует или слабо светится индикатор режима работы, следует заменить элементы питания. Так же следует учесть, что устройство СДУ имеет защиту от многократного (в течении 4…6 секунд) нажатия на кнопки ПДУ, вследствие чего происходит блокировка замков дверей. Для стабильной работы СДУ желательно, чтобы на брелке ПДУ не было металлических ключей или других предметов.

Рис. 2. Схема электрических соединений иммобилизатора АПС-6 и системы дистанционного управления электропакетом «НОРМА» на автомобиле ВАЗ 1118

На рис. 2 показан фрагмент схемы электрооборудования автомобиля ВАЗ 11183 «Калина», в состав которой входят иммобилизатор и СДУ электропакетом «НОРМА».

Обозначения на рис. 2:

1    — контакты 33-контактных колодок переднего жгута и жгута панели приборов;

2    — контакты 3-контактных колодок переднего жгута и жгута панели приборов;

3    — выключатель лампы света заднего хода;

4    — указатель поворотов правый;

5    — указатель поворотов левый;

6    — контакты 9-контактных колодок жгута коробки воздухопритока и жгута панели приборов;

7    — выключатель подкапотной лампы;

8    — контроллер (ЭБУ);

9    — колодка диагностики;

10    — контакты 16-контактных колодок жгута системы зажигания и жгута панели приборов;

11    — модуль управления светотехникой;

12    — выключатель звукового сигнала;

13    — монтажный блок;

14    — выключатель зажигания;

15    — блок управления АПС-6;

16    — сигнализатор иммобилиза-тора в комбинации приборов;

17    — контакты 33-контактных колодок жгута панели приборов и жгута заднего;

18    — блок управления электропакетом «НОРМА»;

19    — боковой указатель поворотов правый;

20    — фонарь правый;

21    — боковой указатель поворотов левый;

22    — фонарь левый;

23    — контакты 30-контактных колодок жгута заднего и жгута заднего дополнительного (правой передней двери);

24    — контакты 9-контактных колодок жгута заднего и жгута заднего дополнительного (правой задней двери);

25    — плафон освещения салона;

26    — контакты 9-контактных колодок жгута заднего и жгута заднего дополнительного;

27    — элемент обогрева заднего стекла;

28    — контакты 9-контактных колодок жгута заднего и жгута заднего дополнительного (левой задней двери);

29    — замок правый передний;

30    — замок правый задний;

31    — выключатель блокировки дверей в блоке переключателей;

32    — моторедуктор блокировки багажника;

33    — сигнализатор в замке багажника;

34    — замок левый задний;

35    — контакт 9-контактных колодки жгута заднего дополнительного (левой передней двери) к блоку переключателей;

36    — контакты 9-контактных колодки жгута заднего дополнительного (левой передней двери)  к блоку переключателей;

37    — замок левый передний;

38    — контакты 30-контактных колодок жгута заднего и жгута заднего дополнительного (левой передней двери).

Реле монтажного блока:

К2 — реле звукового сигнала;

К4 — реле электростеклоподъемников;

К6 — реле дополнительное.

 

Добавить комментарий