Считается, что классическая автоматическая коробка передачявляется самой надежной из всех разновидностей автоматических трансмиссий, но это не совсем так. При неправильной эксплуатации коробку-автомат можно «убить» очень быстро.
Под неправильной эксплуатацией АКПП следует понимать:
- спортивный стиль вождения, характеризующийся резкими ускорениями и торможениями с передачей максимального крутящего момента;
- систематический перегрев коробки передач, вызванный движением в пробках, высокой температурой наружного воздуха, буксованием, буксировкой другого автомобиля или прицепа;
- движение на непрогретой коробке передач в холодное время;
- нарушение периодичности обслуживания, в т.ч. замены масла, масляного фильтра.
Но даже при правильной эксплуатации со временем (100-150 тыс.км пробега) происходит физическое старение отдельных элементов коробки передач и выход их из строя.
Неисправности автоматической коробки передач условно можно разделить на две большие группы:
- неисправности электронной системы управления коробки передач;
- неисправности собственно коробки передач.
Неисправности электронной системы управления коробки передач
Основными неисправностями электронной системы управления автоматической коробки передач являются:
- неисправности входных датчиков, в т.ч. датчиков системы управления двигателем (расходомера воздуха, датчика положения дроссельной заслонки, датчика положения распределительного вала и др.);
- неисправности электронного блока управления;
- неисправности исполнительных устройств системы управления (увеличение сопротивления или обрыв обмотки электромагнитного клапана);
- нарушение целостности электрической проводки и соединений (замыкание, окисление, отсутствие контакта).
В электронной системе управления диагностику неисправностей осуществляет блок управления. Он контролирует множество параметров: сигналы входных датчиков, сопротивление выходных цепей, передаточное отношение коробки передач, путем сравнения сигналов датчиков на входе и выходе АКПП.
Если контролируемые параметры выходят за допустимые пределы блок управления записывает в память т.н. код неисправности(DTC, Diagnostic Trouble Code), который представляет собой определенную последовательность цифр. Чтение кодов производится специальным диагностическим оборудованием – сканером, а сам процесс называется компьютерной диагностикой.
Практически все неисправности электронной системы управления коробки передач определяются с помощью компьютерной диагностики. Сложнее обстоит дело с неисправностями электрической проводки, которые не всегда можно определить сканером. Эта группа неисправностей диагностируется путем визуального осмотра и прозвоном проводки.
При возникновении в памяти компьютера неисправности блок управления действует в соответствии с заложенной программой. Электронная система управления устроена так, что при сбое в процессе передачи данных для обеспечения работоспособности она использует замещающие сигналы. Это называется аварийной программой работы.
Так, сигналы датчика частоты вращения на входе АКПП замещаются сигналами датчика частоты вращения коленчатого вала, датчика частоты вращения на выходе АКПП – датчика частоты вращения колеса, датчика температуры рабочей жидкости – датчика температуры охлаждающей жидкости.
Для защиты коробки передач от перегрева программа управления сдвигает переходные режимы переключения передач к большим частотам вращения, а также производит снижение крутящего момента двигателя.
При выходе из строя исполнительных механизмов или самого блока управления система управления коробки передач переключается ваварийный режим работы. В аварийном режиме принудительно включается или сохраняется (если была включена) 3 передача. Аварийный режим не предполагает дальнейшей эксплуатации автомобиля, а позволяет доехать до ближайшей мастерской.
Помимо неисправностей системы управления переход коробки передач в аварийный режим может свидетельствовать о неисправностях механической или гидравлической части АКПП.
Неисправности механической и гидравлической части автоматической коробки передач
В соответствии с конструкцией неисправности автоматической коробки передач можно разделить на следующие группы:
- неисправности гидротрансформатора;
- неисправности фрикционных муфт и тормозов;
- неисправности распределительного модуля (гидравлического блока);
- неисправности масляного насоса.
Неисправности автоматической коробки передач сопровождаются определенными внешними признаками, к которым относятся:
- пробуксовки (слабая динамика);
- рывки (удары) при переключении передач;
- отсутствие движения вперед или назад;
- шум при работе (скрип, скрежет, грохот, свист, стук и др.);
- утечки рабочей жидкости.
При диагностике неисправностей следует учитывать, что одному и тому же внешнему признаку может соответствовать несколько неисправностей коробки передач. Из всех внешних признаков отсутствие движения вперед или назад свидетельствует о самых серьезных нарушениях в механической части коробки передач.
Современная автоматическая коробка передач – сложная техническая система, включающая множественные связи между конструктивными элементами. Поэтому, выход из строя одного элемента обычно влечет за собой неисправность другого. К примеру, износ накладок фрикционных муфт приводит к засорению масла и соответственно клапанов и каналов гидравлического блока. Засорение клапанов и каналов, в свою очередь, приводит к неполному срабатыванию фрикционных муфт, их нагреву и преждевременному разрушению. Вот такой круговорот.
Постановка окончательного диагноза неисправной АКПП предполагает комплексный подход, который включает последовательное проведение компьютерной диагностики, специальных тестов, оценки качества масла, разборки и дефектовки коробки.
Основные неисправности гидротрансформатора и соответствующие им признаки приведены в таблице.
Неисправности
|
Внешние признаки
|
износ фрикционных накладок блокировочной муфты | пробуксовка |
поломка лопастей колес | пробуксовка |
износ сальника насосного колеса | пробуксовка |
разрушение ступицы гидротрансформатора | отсутствие движения, шум |
заклинивание обгонной муфты | пробуксовка |
износ подшипников | шум |
износ шлицев ступицы турбинного колеса | пробуксовка при трогании |
срезание шлицев ступицы турбинного колеса | отсутствие движения вперед и назад |
Основными неисправностями фрикционных муфт и тормозовявляются износ фрикционных накладок и нарушение уплотнения гидроцилиндров привода. Признаками указанных неисправностей являются пробуксовки, в т.ч. пробуксовки на прогретой коробке, переключение передач с толчками (ударами), металлический шум, отсутствие движения. Необходимо помнить, что процесс износа фрикционных дисков необратим.
Основные неисправности распределительного модуля и соответствующие им признаки приведены в таблице.
Неисправности
|
Внешние признаки
|
засорение клапанов и каналов продуктами износа | пробуксовка |
ослабление (поломка) возвратной пружины клапана | толчки (удары) при включении |
обрыв или короткое замыкание обмотки клапана | толчки (удары) при включении |
износ поверхностей клапанов и каналов | пробуксовка |
физический износ клапанов (старение) | пробуксовка |
Неисправности масляного насоса сопровождаются повышенным уровнем шума, пробуксовками, отсутствием движения.
В заключение необходимо отметить, что идеальной по надежности автоматической коробки передач нет. Каждая модель АКПП имеет свои слабые места и соответственно свои «болячки». Производители это знают и постоянно совершенствуют конструкцию автоматической коробки передач.