Руль имеет важную часть управления автомобилем. Но порой (на более старых моделях) трудно разверуться, необходимо с трудом совершить 2 оборота руля. Для того чтобы руль крутился на много быстрее и легче ученые придумали чудную штуку называемую усилителем руля. Что такое усилитель руля в принципе? Это система которая призвана облегчить нам с вами управление автомобилем и сделать этот процесс максимально комфортным. Именно она помогает нам активно рулить парковаться и просто управлять автомобилем не прикладывая особых физических усилий для поворота руля. К тому же именно усилитель не позволяет вибрации которая непременно возникает при движении колес по неровной поверхности передаваться на рулевое колесо. Усилители руля сегодня — настолько распространенная «опция», что без них немыслимо даже представить себе современный автомобиль. Пока он работает — его не замечаешь, но как только он выходит из строя — банальная поездка по городу превращается в сущее мучение. Как же устроено то, чем большинство водителей пользуется ежедневно? Для начала необходимо сказать, что существуют два основных типа усилителей рулевого управления, которые отличаются принципами работы и имеют свои особенности: гидравлический усилитель и электроусилитель руля. Гидроусилитель руляГидроусилитель представляет собой закрытую систему циркуляции жидкости (гидронасос, бак с жидкостью и соединительные шланги) в комплексе с блоком распределения давления и гидроцилиндром. Эта хитрая система работает по следующей схеме:
Особенности функционирования ГУР:
На сегодняшний день гидроусилитель представляет собой сложную и довольно капризную конструкцию, которая имеет определенные недостатки:
Поэтому не так давно на автомобилях появилась новая, более совершенная модель усилителя рулевого управления — электроусилитель. Электроусилитель руляЭлектроусилитель отличается тем, что непосредственно на рулевом вале установлен электродвигатель с блоком управления и датчиком крутящего момента. Когда водитель поворачивает руль, датчик воспринимает крутящий момент и подает сигнал электродвигателю, который и вращает рулевой вал в заданную сторону. На первый взгляд вся эта конструкция просто обязана быть громоздкой — электродвигатель, блок управления, датчики… Но на самом деле современные технологии уже давно сделали ЭУР мощными и компактными, так что их установка не требует дополнительного пространства — они компактнее традиционных ГУР. Кроме того, ЭУР анализирует обороты двигателя и скорость автомобиля. На основании данных о скорости блок управления изменяет мощность электродвигателя — на малых скоростях он работает с максимальной нагрузкой, в то время как на высоких — с минимальной. Многие автомобили позволяют отсоединять блок ЭУР от датчика скорости (режим работы «City» включается кнопкой из салона автомобиля), таким образом заставляя усилитель работать с максимальной эффективностью и «облегчать» руль. Ну а обратная связь с двигателем нужна ЭУР для своевременного включения и отключения. Работает он очень просто:
Достоинства ЭУР в сравнении с ГУР:
При разработке усилителя конструкторы пытаются совместить несовместимые вещи. С одной стороны, гидроусилитель должен обеспечивать легкость управления автомобилем. В идеале руки водителя не должны уставать даже при активном вращении руля. Этот вопрос уже решен — все сервоприводы руля сегодня обеспечивают максимальный комфорт и легкость в управлении. С другой стороны — водитель должен «чувствовать» автомобиль, должна присутствовать так называемая «обратная связь» рулевого управления. В реальности же на высоких скоростях водителю часто не хватает этой самой «обратной связи» и возникает явление «пустого руля». Так что есть еще над чем подумать инженерам. Но одно можно сказать с уверенностью уже сейчас — дни гидроусилителей сочтены. В ближайшем будущем мы станем свидетелями полного и повсеместного замещения гидравлических систем электрическими, как более простыми и надежными в эксплуатации. |