Редактор TВ: работа за кадром
В борьбе за рейтинг
Не секрет, что конкуренция между телеканалами огромна. Борьба за зрителя и деньги рекламодателей, нешуточная, вплоть до криминала. Объем российского медийного рынка в 2004 году превысил $6 млрд, а по прогнозам к 2008 году увеличится до $7,5-8 млрд. Большая его часть приходится на телевидение. Телеканалы активно развиваются не только в столице, но и регионах.
Зарегистрированы и действуют около 3200 телекомпаний. Программы закрываются, открываются, воруются и покупаются. Только за последний год появилось немало новых: «Сегодня в 22» на НТВ, «Пять вечеров» на ОРТ, «Дорогая передача» на REN ТV, «Я готов на все» на РТР. Даже проекты типа «Дом» или «Большой брат» докатились до России. Одна из ключевых фигур в этом, на первый взгляд, хаотическом процессе — редактор. Он состоит в штате любой программы: от ежедневных новостей до реалити-шоу. В том же «Брате», например, работает целая группа — 10 человек. Иерархия четкая. Вверху — два шеф-редактора, ниже — рядовые редакторы. От статуса зависят круг обязанностей и степень ответственности. Но главная задача едина для всех: сделать оригинальную передачу, повысить рейтинг канала.
Телевидение — труд коллективный
Как бы ни был хорош ведущий, но если его плохо снял оператор, монтаж неудачен и нет интересной информации от корреспондентов — программа обречена на провал. Редакторы связывают действия телевизионной команды воедино и приводят «машину» в движение. На всех уровнях. Ключевая роль принадлежит шеф-редакторам. Они ищут идею, думают, как выделить программу из массы других, оторваться от конкурентов. Канал ТНТ стал популярным благодаря реалити-шоу. Хорошие мысли тут же подхватывают конкуренты. После успеха «Квартирного вопроса» на НТВ, на ТНТ стали показывать «Школу ремонта». То же самое происходит с развлекательными программами типа «Кулинарный поединок», «Едим дома», играми и ток-шоу, не говоря об информационно аналитических программах на разных каналах, похожих как близнецы. Поэтому мало придумать идею — ее нужно ярко воплотить. И вот на этом моменте судьба нового проекта зависит от шеф-редактора. Большинство телеигр скопировано с западных каналов. Но почему одну интересно смотреть, а другую — нет? В первую редактор отыскал обаятельного ведущего, подготовил интересные вопросы, учел российский менталитет, пригласил выразительных игроков, во второй — все пустил на самотек.
Хирурги для сюжета
В программах, построенных по принципу диалога с гостем в студии («Поединок» на НТВ), или авторских передачах, достаточно одного редактора. В информационных и новостных требуется целый штат. В «Вестях» на РТР работает несколько групп рядовых редакторов, они отслеживают происходящие в мире события по Интернету. Отбирают наиболее интересные и актуальные. Получают «добро» от ведущего редактора выпуска, а затем связываются по телефонам с собственными корреспондентами в разных концах страны и мира. От них, по спутниковой связи, оперативно получают готовые видеосюжеты. Спешно отснятые материалы, нуждаются в обработке. Редакторы, как хирурги, вырезают из озвученного корреспондентом репортажа лишние слова, предложения, учитывая не только смысл сказанного, но и интонации голоса. Затем он монтируется с видеорядом. Допустим, если речь идет о массовых беспорядках, именно их и надо продемонстрировать зрителю «во всей красе». Когда текста много, а видеосюжетов не хватает, начинается поиск подходящих кадров в архиве. В реалити-шоу у редакторов другие задачи. Они работают с видеооператорами, выбирают необходимые съемки («потоки» — как они их называют), а в прямом эфире подсказывают ведущему на что обратить внимание. В ток-шоу редакторы в большей степени занимаются подбором участников, сценариями программы, придумывают новые темы.
За 15 секунд до эфира
Главное в работе редактора — умение принимать решения. От выработки стратегии программы до приведения в литературный вид текста репортера-новичка. Редактор определяет достойна новость пойти в эфир, или нет, насколько значим присланный репортаж, или может полежать на полке до лучших времен, оценивает, как впишется сюжет в канву программы. Вся ответственность лежит на нем. Не смог вовремя добыть видеосъемку о забастовке в Приморье? Репортер в кадре допустил неточность? Не успел хорошо подогнать звук? Кто виноват? Редактор! И никого не волнует, что возникли проблемы со спутниковой связью, что корреспондент прислал совершенно «сырой» материал за пять минут до эфира. Редакторская работа на телевидении — не останавливающийся ни на минуту конвейер. Ставить или не ставить сюжет в передачу думать приходится быстро. Порой, за 15 секунд до начала трансляции. Безо всякого преувеличения.
Пишущий начальник
Впрочем, руководитель, стратег и тактик – для редактора мало. Необходим талант. Без литературного чутья, умения писать не получится работа с материалами корреспондентов. Шеф, писатель, оператор, монтажер в одном лице – это редактор TВ сегодня. Не случайно многие из них — в прошлом корреспонденты. Только после собственных набитых шишек в профессии журналиста можно с полным правом браться за правку материалов других. Тексты должны быть емкими, логично изложенными и понятными всем. Приводимые факты — проверены, убедительны и ярки. Все отслеживает редактор. Особенность редактирования – умение работать с изображением и звуком. Подготовить «сырую» видеосъемку для монтажера и звукооператора с понятной для них раскадровкой: что показывается и произносится, а что – вырезается. И, в тоже время, соблюсти формат передачи, собрав все в единое целое, найти логические связи при подборке сюжетов. Чувство меры, органичности, правдивости – составлящие мастерства. К сожалению, все необходимые способности редко соединяются в одном человеке. Поэтому хорошие редакторы ТВ — на вес золота.
ТВ любит удачливых
Карьерный путь в телередакторы извилист. Спрос на них большой, но вакансии на специализированных сайтах встречаются не часто. Дело в том, что на телевидение редко приходят по заявке работодателя. Здесь царит творческий хаос, а кадры подбираются чаще всего по принципу «кто есть на примете» и личных знакомств. Обычно начинают либо с должности корреспондента, либо с редакторской позиции в небольшой телекомпании. И начальные ставки не поражают воображение — 200-400$. Дальнейший рост зарплаты и карьеры зависит от инициативы и удачи. На телевидении все решают случай и смелость. Поэтому если появляется возможность шагнуть дальше, нужно уметь рисковать. Степень ответственности предопределяет размеры зарплаты. У главных редакторов программ центральных телеканалов они достигают до 10 000$. Есть, к чему стремиться.
Будни профессионала
Дина Почтарева, шеф-редактор программы «Времечко» на телеканале ТВЦ:
Ребята, которые приходят с журфака, мечтают, в основном, стать либо телеведущими, либо известными репортерами. В редактуру желающих пойти значительно меньше. Не та сфера, где можно заработать известность. Тщеславие редактора — только помеха. Когда ведущий читает текст, написанный мной, этого вполне достаточно, и славы всенародной не нужно. Но не все же такие.
Я на телевидение попала случайно. Однажды по телевизору смотрела программу «Времечко», и ведущий сообщил о наборе сотрудников. Решила попробовать. Пришло много желающих. Игорь Воеводин и Лев Новоженов каким-то шестым чувством отбирали людей. Мне повезло, осталась в их числе. И вот уже 13 лет работаю редактором программы.
Моя задача — придумать, как подать материалы под определенным углом, в соответствии со стилем программы, и чтобы телезрителям было интересно смотреть и слушать. Ведь события по всем каналам ТВ освещаются одни и те же. Зачем повторяться? Да и не принято это в журналистике. Например, если у нас нет видеосюжета о цунами в Тайланде, находим в России родственников попавших в беду. Снимаем ответы на телефонные звонки в турфирмы и т. д. Одним словом, надо постараться представить информацию оригинально. Редактор — всегда в курсе всего, что происходит у коллег. Я с утра просматриваю новости на трех ведущих каналах: ОРТ, РТР и НТВ. Учитываю, анализирую способы подачи и сразу прикидываю, каким образом та же тема будет выглядеть вечером в нашей программе.
Сюжеты наших корреспондентов часто снимаются по звонкам телезрителей, чем мы значительно отличаемся от других телеканалов. Пользуемся, если так можно выразиться, услугами самого дешевого и независимого информационного агентства – народного. Люди звонят, рассказывают о проблемах, мы отправляем туда съемочную группу. Иногда приурочиваем сюжет к каким-то памятным датам. Обычно, часам к семи вечера «вырисовывается» план выпуска «Времечка». Мы с главным редактором и режиссером решаем, какой сюжет пойдет первым, вторым, третьим — по значимости и актуальности. Всего их у нас пять, плюс устная информация — подводки под видеоряд.
Иногда, за час до эфира, случается важное событие. Тогда все пять сюжетов слетают с эфира и приходится в авральном режиме переверстывать весь выпуск. Вот где пригодятся редактору крепкие нервы и выдержка: срочно искать видеоматериалы, организовывать звонки и т. д. Нестрессустойчивые, слабонервные не выдерживают.
А мне эта профессия по душе. Она заставляет постоянно развиваться, узнавать что-то новое, учит «разруливать» любые, даже, казалось бы, неразрешимые ситуации. Работа интересная, творческая, хотя и сложная. Этого новички часто не понимают. Нам время от времени нужны редакторы, мы даем объявления. Но почему-то часто приходят люди далекие от нашей профессии. Однажды женщина, до этого проработавшая 20 лет инженером, на вопрос «Почему вы хотите стать редактором?», ответила: «Надо же с чего-то начинать».
А вообще-то я хочу быть ведущей.
Автор: Евгений Колодин