Количество впрыскиваемого топлива зависит от технических характеристик форсунки, давления топлива и длительности времени, в течение которого она остается открытой.
В старых дизельных двигателях длительность была фиксирована, так как форсунки были механическими и управлялись камерами. В современных двигателях форсунки используют пьезоэлектрические клапаны, управляемые компьютером двигателя, для регулировки длительности с учетом точных потребностей двигателя.
Происходит все это примерно следующим образом. Электронный блок управления (ECU, ЭБУ, контроллер, «мозги» и т.п.) получает команду от электронного датчика педали акселератора когда вы хотите увеличить обороты двигателя и скорость. На основании программы которая в него заложена, контроллер выставляет необходимое давление с помощью клапана регулятора который установлен на топливном насосе. Кроме того на сновании этой же программы, блок управления открывает форсунки ровно на тот период времени, который необходим для данного режима работы. В итоге, давление умножаем на время и производительность форсунки, и вуаля – получаем количество израсходованного топлива за цикл.
Разумеется работа ЭБУ основывается не только на команду электронной педали. Показания датчиков: давления, масла, температуры двигателя, давления наддува, состояние системы EGR – всё учитывается. Но компьютер, это всего лишь запрограммированный исполнитель, который работает по тому алгоритму, который был заложен заводом изготовителем.
Например, блок управления имеет следующие данные:
температура ОЖ — 80 град;
давление масла 4 атм.;
педаль акселератора нажата на 20%;
тогда в точном соответствии с программой клапан регулятор создаст необходимое давление в рампе и форсунки откроются на тот период времени и именно в тот момент, как это запрограммировано. Стоит только измениться любому из показателей, например, при нажатии на педаль, сразу же изменится и временные показатели. Таким образом, все происходит автоматически и повлиять на этот процесс можно только изменив программу ЭБУ. Делается это при помощью установки специальных «прошивок» и называется чип-тюнингом. Но злоупотреблять вмешательством в заводскую программу не стоит, потому что дизельный двигатель это сложный механизм и его безупречная работа зависит от множества факторов. Его разработкой занимались ведущие инженеры ведя кропотливую работу, и кратковременное улучшение одного из показателей, например, увеличение мощности или динамики разгона, может значительно уменьшить его ресурс или увеличить расход топлива.