2.1.1. Набор принадлежностей для ремонта жгутов проводов VW (VAS 1978B)
Ремонт отдельных компонентов бортовой электросети (провода, разъёмы, контакты и т. п.) автомобилей Skoda, начиная с 1996 года выпуска, должны выполняться только с использованием рекомендованного комплекта инструмента и компонентов, входящих в состав набора принадлежностей для ремонта жгутов проводов.
В настоящий момент рекомендуется использовать набор принадлежностей VW (VAS 1978B), используемый для этих же целей и другими марками концерна.
Условные обозначения
Примечание
Эти пиктограммы с пояснениями приводятся в руководстве набора принадлежностей и описывают отдельные рабочие операции, выполняемые в ходе ремонта электрической бортовой сети автомобиля.
Съёмники
Разблокировка вторичных фиксаторов Разблокировка плоских контактов Разблокировка круглых контактов Приспособления для установки
Инструменты и принадлежности Использование инструментов и принадлежностей
Клещи для снятия изоляции Снятие изоляции с помощью клещей для снятия изоляции
Обжимные клещи со сменной головкой Обрезание проводов с помощью клещей
для снятия изоляции
Электрический промышленный фен Обжим соединителей проводов с помощью обжимных клещей
Газовая горелка Термоусадка с помощью электрического промышленного фена
универсальный Укорачивание проводов с помощью
электромонтажного ножа
Другие пиктограммы
Дополнительная информация — см. сводку(–и) технической информации TPI
Ремонт отдельных проводов
Обрезать Стрелка, задающая направление
Нагреть Дополнительная информация
В состав набора принадлежностей для ремонта жгутов проводов VAS 1978B входят следующие инструменты/принадлежности*:
Клещи для снятия изоляции, с кусачками (снятие изоляции и обрезка провода)
Клещи для снятия изоляции, с кусачками, для снятия изоляции и обрезания провода.
Используются для снятия изоляции с концов провода 6–7 мм.
* Описание и пиктограммы взяты из прилагаемого к набору руководства.
Обжимные клещи со сменной головкой (головки для обжимных соединителей различного размера)
В набор принадлежностей для ремонта жгутов проводов VAS 1978B входят обжимные соединители 4 различных размеров.
Жёлтый Красный
Для 0,35 мм2 Для 0,5–1,0 мм2
Синий Жёлтый
Для 1,5–2,5 мм2 Для 4,0–6,0 мм2
1Обжимные клещи со сменной головкой для контактов JPT.
2 Сменная обжимная головка 0,35–2,5 мм2. 3 Сменная обжимная головка 4,0–6,0 мм2.
Электрический промышленный фен со специальной насадкой (термоусадка для герметизации соединения)
ПРИМЕЧАНИЕ:
Обязательно соблюдать указания руководства по эксплуатации фена!
После обжима соединения выполнить термоусадку с помощью фена. Нагрев соединителя вести в продольном направлении, от середины к краям, до его полной усадки и выступания клея на концах.
При термоусадке соединителей необходимо внимательно следить за тем, чтобы поток горячего воздуха или горячая насадка не повредили другие провода, пластмассовые детали или шумоизоляцию.
Если ремонтируемый провод до ремонта был обмотан изоляционной лентой, необходимо обмотать место ремонта изоляционной лентой жёлтого цвета
и при необходимости закрепить его кабельной стяжкой.
Газовая горелка со специальной насадкой (термоусадка для герметизации соединения)
ПРИМЕЧАНИЕ:
Обязательно соблюдать указания руководства по эксплуатации газовой горелки!
Газовая горелка поставляется в качестве дополнительного оборудования. Она работает на бутане (газ для зажигалок), так что для её заправки можно использовать обычные баллоны с газом для заправки зажигалок.
Основным преимуществом является независимость от электросети.
Нож электромонтажный
1 Механизм для простой и быстрой замены лезвий.
2 Площадка для большого пальца позволяет без труда прилагать значительные усилия.
3 Крепление лезвия ножа со стопором.
4 Рычаг для быстрого складывания лезвия.
Помимо набора принадлежностей для ремонта электрической проводки в автомобиле требуется также комплект съёмников для разблокирования и извлечения контактов, а также их установки, в особенности:
- универсальное приспособление для разблокировки вторичных фиксаторов (стопоров) разъёмов,
- приспособления для разблокировки круглых и плоских контактов,
- приспособления для установки уплотнителей в разъёмы.
Использование этого комплекта и правильный порядок действий при разблокировке и извлечении контактов, а также их установке подробно описано и показано в главе 5 этой программы самообучения и в соответствующих руководствах, прилагаемых к каждому комплекту съёмников.
Использование набора принадлежностей для ремонта жгутов проводов
Подробное описание отдельных рабочих операций см. в руководстве по использованию VAS 1978B (прилагается к каждому набору), из которого следует особенно подчеркнуть следующее:
Правила техники безопасности
При выполнении любых ремонтных работ необходимо соблюдать указания, содержащиеся в соответствующих текущих руководствах по ремонту и в руководстве по технике сервиса.
Важно:
Перед выполнением работ с электрооборудованием снять клемму провода массы
с вывода АКБ. Перед тем как начинать ремонт, необходимо сначала устранить причину возникновения повреждения, например, острый край кузовной детали, неисправность электропотребителя, коррозия и т. д. Дополнительную информацию, например, по установке или снятию отдельных деталей, см. в соответствующем руководстве по ремонту.
При ремонте жгутов проводов должны использоваться ремонтные провода только жёлтого цвета. Эти жёлтые провода, а также жёлтая изолента в жгуте проводов показывают места, которые подвергались ремонту.
По завершении любого ремонта необходимо выполнить проверку работоспособности. Для этого может потребоваться опросить регистратор событий и восстановить исходное состояние системы.
Соответствие отдельных проводов, уплотнений проводов, соединителей и канавок в обжимных клещах
Провода и уплотнения проводов
Набор принадлежностей для ремонта жгутов проводов VAS 1978B содержит провода не всех сечений, используемых в автомобиле. При отсутствии провода требуемого сечения необходимо использовать провод следующего (большего) сечения.
Пакеты, в которых находятся ремонтные провода, помечены определённым цветом. Уплотнения проводов находятся в отделениях, которые также помечены соответствующими цветами. По этой цветовой маркировке можно найти соответствующий соединитель, уплотнитель провода и канавку в обжимных клещах, которую необходимо использовать.
Пример
Например, при использовании ремонтного провода сечением 0,5 мм2 из пакета с красной маркировкой, соединитель необходимо брать также с красной маркировкой. Этот соединитель нужно, в свою очередь, при обжиме устанавливать в канавку клещей, отмеченную красной точкой. Соответствующий этому проводу уплотнитель нужно брать из отделения с красной маркировкой.
Провод | Сечение провода, мм2 | Цвет маркировки отделенияс уплотнителями | Цвет соединителя | Цвет канавки в обжимных клещах |
0000 972 002 | 0,5 | Красный | Красный | Красный |
Обжимные соединители, канавки обжимных клещей
Набор принадлежностей для ремонта жгутов проводов VAS 1978B содержит соединители четырёх размеров.
Жёлтый | Красный | Синий | Жёлтый |
Для 0,35 мм | Для 0,5–1,0 мм | Для 1,5–2,5 мм | Для 4,0–6,0 мм |
Контакты, позолоченные контакты
В ремонтный комплект входят как обычные, так и позолоченные контакты.
Использовать для ремонта нужно всегда такие же контакты, как те, что стоят на заводском исполнении. Позолоченные контакты используются, например, на лямбда–зондах или датчиках детонации.
Термостойкие провода
В различных местах в автомобиле — прежде всего, в моторном отсеке — используются термостойкие провода.
Термостойкие провода можно отличить по более матовой и мягкой изоляции.
Для ремонта этих проводов допускается использовать только такие же термостойкие провода.
Уплотнение провода
Уплотнение провода предотвращает проникновение загрязнений и влаги в корпус разъёма, к
контактам. Уплотнения проводов используются, например, в области моторного отсека и всегда устанавливаются после завершения ремонта.
На заводе уплотнение провода обжимаются на проводе вместе с контактом. При ремонте делается по–другому. Перед обжимом ремонтного провода на него нужно сначала надеть уплотнение. При этом обжимная втулка в месте обжима должна быть обращена в сторону от корпуса (см. рис.).
Уплотнение провода всегда должно соответствовать сечению используемого ремонтного провода.
Наружный диаметр рассчитан на диаметр камеры в корпусе с контактами.
Для установки допускается использовать только соответствующие монтажные приспособления.
Описание ремонтных работ
При ремонте нескольких проводов в одном жгуте проводов их соединители (места соединения) должны быть распределены по длине жгута (т. е.
не должны находиться друг напротив друга в жгуте проводов).
При разрыве электрического провода выполняются следующие шаги и в следующей последовательности:
- Высвободить обе части ремонтируемого провода из жгута проводов.
- Удалить изоляцию с обеих частей ремонтируемого провода.
- Соединить две части провода с помощью обжимного соединителя.
- Герметизировать соединитель термоусадкой (предотвращение проникновения влаги).
Ремонт обрыва провода, на котором уже имеется одно отремонтированное место (один разрыв провода)
- Высвободить ремонтируемый провод из жгута на расстояние примерно 20 см с каждой стороны от места обрыва.При необходимости удалить стяжки/обмотку.
- С обоих концов ремонтируемого провода удалить изоляцию на прим. 6–7 мм с помощью соответствующих клещей.
- Вставить очищенные от изоляции концыпровода с обеих сторон в обжимной соединитель соответствующего размера/цвета и обжать соединитель с обеих сторон, используя соответствующую канавку обжимных клещей (см. цветовую маркировку). Изоляция обоих концов проводов не должна при этом заходитьв проводящую часть соединителя (и не должна быть обжата вместе с жилой провода). С другой стороны свободные концы изоляции должны оставаться внутри соединителя (не выходить из него).
- Затем выполняется термоусадка соединителя с помощью промышленного фена, при этом
нагрев нужно начинать с середины соединителя, постепенно переходя к краям. Температуру нагрева необходимо установить в соответствии с требованиями изготовителя (обычно 350 °C).
Внимание: при термоусадке соединителей необходимо внимательно следить за тем, чтобы поток горячего воздуха или горячая насадка не повредили другие провода, пластмассовые детали и т. п.
Ремонт обрыва провода, на котором уже имеется два отремонтированных места (два разрыва провода)
- Высвободить ремонтируемый провод из жгута проводов в области обоих обрывов (см. ремонт провода с одним местом обрыва).
- Заменить участок провода между местами обрыва жёлтым ремонтным проводом из набора или заказанным как запасная часть с тем же сечением (при отсутствии — следующим большим сечением), что и ремонтируемый провод.
- Процесс ремонта (выбор и использование соединителей, их обжим и термоусадка) выполняется так же, как и при ремонте провода с одним местом разрыва.
- Расположение соединителей при ремонте нескольких проводов в одном жгуте проводов
- При ремонте нескольких проводов одного жгута места ремонта должны быть выбраны так, чтобы после ремонта они располагались со сдвигом друг относительно друга (не были на одном уровне по длине жгута проводов). Правила техники безопасностиПри ремонте проводов в области подушки безопасности или преднатяжителя, а также в сырых местах необходимо соблюдать определённые правила.В любом проводе не должно быть более 2 отремонтированных мест!Отремонтированные места повышают сопротивление провода и могут приводить к ошибкам при самодиагностике системы.Отремонтированные места провода должны быть снова введены в исходный жгут проводов. Отремонтированные места должны быть обозначены заметной жёлтой изолентой.При ремонте проводов подушек безопасности и преднатяжителей ремней безопасности соединения всегда должны герметизироваться. Это предотвращает возникновение коррозии.
Места ремонта в области подушки безопасности или преднатяжителя ремня безопасности
Места ремонта в области подушки безопасности или преднатяжителя ремня безопасности должны располагаться не дальше 30 см от ближайшего корпуса разъёма. Вместе с обозначением мест ремонта жёлтой изолентой это позволяет быстро определить, какие места ремонта уже имеются в данном проводе.
макс. 30 см
Ремонт корпусов разъёмов под обжимные контакты
По техническим причинам корпуса разъёмов под обжимные контакты поставляются только с вставленными в них контактами.
Эти контакты, если они не нужны, могут быть удалены как и из любого другого корпуса разъёма.
Можно заказать ремонтные провода, на которых уже обжаты соответствующие контакты, см. указания
по заказу и каталог запасных частей (панель иллюстраций 198 «Элементы для коммутации электрических цепей»).
Разъём с обжимными контактами
Разблокировка и разборка корпусов разъёмов
В руководстве показаны только некоторые типы корпусов разъёмов, с тем чтобы на их примерах продемонстрировать принципы устройства и работы различных вторичных фиксаторов.
Общие сведения
Для разблокирования всегда использовать только соответствующий специальный инструмент. Категорически запрещается вытаскивать контакты из корпусов разъёмов силой. Подробнее см. раздел 5.
Повреждённые корпуса разъёмов всегда подлежат замене.
Новые корпуса разъёмов можно заказать через службу запасных частей в городе Кассель.
Расположение контактов/гнёзд частично выбито на вторичном фиксаторе разъёма или на тыльной стороне корпуса разъёма.
Фиксатор отличается цветом от остального корпуса разъёма. Это упрощает поиск вторичного фиксатора и облегчает понимание его действия.
Места установки разъёмов можно найти в разделах «Схемы электрооборудования», «Поиск неисправностей в системе электрооборудования» или «Места установки».
Подробное описание разблокировки корпусов разъёмов с контактами можно найти в описании к комплекту съёмников VAS 1978/35.
Для работы с автомобилями марки Skoda дополнительно к этому комплекту необходимо приобрести также дополнительный комплект съёмников S506840V.
При разблокировании контактов того или иного типа обязательно соблюдать указания в соответствующем руководстве.
2.12. Набор принадлежностей для ремонта жгутов проводов Skoda
Для ремонта электрической проводки в автомобилях Skoda, выпущенных после 1996 модельного года, требуется также комплект, входящий в набор Skoda (номер для его заказа был S 504500V, в настоящее время заказ этого набора больше невозможен, так как он полностью заменён набором VW (VAS 1978B), на базе которого и был первоначально разработан). Все инструменты, приспособления, компоненты
и методы использования при ремонте в обоих наборах практически идентичны (см. подробности в прилагаемых к наборам руководствах).
В набор Skoda не входит комплект съёмников для демонтажа контактов из корпусов разъёмов. Для ремонта разъёмов и контактов этот набор необходимо дополнить
A) комплектом съёмников S 506815V и S 506825V или
Б) комплектом съёмников VAS 1978/35, дополненным, в свою очередь, комплектом S 506840V. Использование всех комплектов поясняется в прилагаемых к каждому из них руководствах.