Семь лет из 27 я занимаюсь монтажем. Пришла в профессию «нулем», который долго катался по клавиатуре в попытках сделать из сырого видео готовый ролик. Сейчас я гордо называюсь режиссером монтажа.
Это мне в камеру задают вопрос: «Вы же это потом вырежете?». Я вырезаю почти все! Из часа сырого видео может остаться 10 готовых минут, если оператор профессионал.
Что никогда не попадает на экран:
— «А вы с какого канала?»;
— «А можно я по-русски буду отвечать?» (если задается вопрос на региональном языке);
— «А когда это покажут по телевизору?»;
— долгие паузы со вздохами и кашлем;
— прохожие, ускорившие шаг при виде камеры: «Я спешу, извините!».
Видео с кассет и флешек «сливается» в компьютер и обрабатывается в видео-редакторе. Два самых популярных — Adobe Premier и Final Cut. Негласно они противостоят друг другу, как Canon и Nikon. Но качество готового материала зависит не от инструмента, а от базы знаний. Вот некоторые из принципов, нарушив которые, можно получить либо брак, либо шедевр:
1. Чередуйте три самых популярных плана: общий+крупный, крупный+средний, средний+крупный+общий. Если вы только сели в монтажерское кресло, не стоит клеить вместе общий+общий и средний+средний. В то время как три подряд крупных (например, лица людей) считаются хорошей тактикой.
2. Диалог в кадре монтируется «диагонально»: один смотрит вправо, второй — влево. При студийном интервью двое и так сидят друг напротив друга, но при постановке попросите оператора снять людей по-диагонали.
3. Уделите время сведению звуковых дорожек. Звук на ролике должен быть одного уровня, а музыка не должна «орать» из-под авторской начитки.
4. Не теряйте голову от количества доступных эффектов. Почти всегда инородные тела на видео — это плохо (вспомните свадьбы, которые смотрели на DVD).
Режиссер монтажа ежедневно решает новые творческие задачи, поэтому давно не считается только техническим специалистом. Главный плюс этой работы в том, что спрос на рынке еще много лет будет превышать предложение.