Вопреки распространенному мнению время, которое школьный учитель проводит у доски, занимает всего 50–60% его рабочего дня. Помимо своих основных обязанностей учитель много занимается воспитательной и административной работой: проводит классные часы, возит детей на экскурсии, беседует с «трудными» учениками и готовится к родительским собраниям и педсоветам.
Первым делом — воспитание
Воспитательная функция педагога является, пожалуй, самой важной, ведь задача учителя и школы в целом — не только дать ребенку научные знания, но и вырастить гармоничную, развитую личность.
Надо отметить, что деятельность учителей-предметников не так уж сильно разнится в зависимости от преподаваемой дисциплины. Кем бы учитель ни был — физиком, математиком или историком, в первую очередь он педагог и психолог. Особенно воспитательная работа важна, разумеется, для учителей младших классов.
Учителю недостаточно просто хорошо знать предмет. Для этой профессии необходимо также разбираться в детской психологии.
Для школьного учителя очень важно уметь адаптировать сложную информацию для детского восприятия, объяснять материал таким образом, чтобы понять его мог каждый ученик. Важно уметь активизировать учеников, вызывать у них интерес к предмету и жажду знаний.
Кроме того, педагог должен уметь по внешним признакам определять психологическое состояние ребенка, находить к каждому особый подход.
Карьера без карьеризма
Учителя работают не только в школах, гимназиях и лицеях. Они востребованы также в учреждениях начального и среднего профессионального образования — ПТУ, колледжах и техникумах, а также в различных кружках и секциях и зачастую даже в качестве бизнес-тренеров.
Карьера преподавателя с административным ростом обычно не связана. Иногда учителя становятся завучами или директорами школ либо переходят на управленческие должности в органах образования. Чаще же рост в этой сфере связан с повышением уровня профессионального мастерства, победой в различных конкурсах или подготовкой выдающихся учеников (например, победителей предметных олимпиад школьников).
На чистом энтузиазме
Сейчас в российских государственных школах дефицит преподавателей. Причина понятна — низкие зарплаты. Далеко не каждый выпускник вуза сегодня готов самоотверженно работать по 36 часов в неделю за смешные деньги, периодически перебиваясь частными уроками.
Во многом зарплата учителя зависит от места работы, уровня квалификации и профессионального стажа. В государственных школах уровень зарплат чрезвычайно низок — порядка 7–10 тысяч при большой загруженности. Для сравнения: школьный учитель в США получает в переводе на русские деньги 87 000 рублей.
Если средняя зарплата преподавателя в государственной школе составляет порядка 10 тысяч рублей, в частных школах учителя получают значительно больше. Зарплата преподавателя частной школы может достигать 40 тысяч рублей. Требования к учителям в таких школах выше: помимо высшего педагогического образования, как правило, необходимо также наличие сертификатов о дополнительном образовании и знание иностранных языков.
Часто подспорьем служит репетиторство. Оказывающий услуги частного преподавателя специалист сам назначает цену за занятие.