Для пуска двигателя автомобиля необходимо привести его поршни в возвратно-поступательное движение. Для этой цели служит электрический стартер, получающий энергию от аккумулятора.
По принципу работы стартеры схожи с электрическими двигателями, но, по конструкции несколько отличаются, в первую очередь тем, что имеют специальный механизм, так называемую муфту свободного хода, или бендикс.
Этот механизм обеспечивает соединение зубчатого маховика двигателя с ведущей шестерней стартера при пуске двигателя, а также их расцепление после того, как двигатель запустится. Таким образом, ротор стартера вращается только в моменты пуска мотора, этим предупреждается его износ.
Приводы стартеров могут отличаться, так, некоторые стартеры приводят в движение коленвал непосредственно от вала якоря стартера, другие же стартеры снабжаются редукторами. Редукторные стартеры могут создавать большее усилие при вращении коленвала.
Как правильно включить стартер?
При пользовании стартером, для предохранения его от поломок, нужно соблюдать определенные правила. Во время пуска мотора нельзя включать стартер более чем на 5 секунд, а между каждыми попытками пуска нужно делать перерыв около минуты.
Дело в том, что во время работы стартера, по его обмоткам протекает очень большой ток, сравнимый с током мощного сварочного аппарата, поэтому обмотки быстро нагреваются, и при длительной работе стартера они могут перегореть, либо их изоляция расплавится.
Какие неисправности могут быть в системе пуска и как их устранить?
Частая причина неполадок стартера связана с поломками и неисправностями бендикса. В таких случаях, при включении стартера слышен звук работающего в «холостую» стартера (жужжание), то есть, зацепления шестерни стартера с зубцами маховика коленвала не происходит.
Если питание поступает, а стартер не работает, то возможно не работает втягивающее реле. Его можно разобрать очистить от пыли, зачистить контакты, собрать и проверить работоспособность. Если у тягового реле замкнули витки обмотки, то его придется заменить.
Какие неисправности бывают в стартере и как их устранить?
Что касается самого стартера, то причиной его неисправности может быть загрязнение или подгорание коллектора, износ или загрязнение щеток, замыкание обмоток якоря возбуждения, износ зубьев приводной шестерни, или зубьев маховика, обрыв соединительных проводов, трещины корпуса или износ подшипников вала стартера.
Загрязнившийся коллектор промывают в бензине, затем просушивают. Если коллектор подгорел, то его зачищают мелкой наждачной бумагой, а затем продувают сжатым воздухом. Износившиеся щетки заменяют новыми, предварительно притерев их к коллектору.
Стартер с межвитковым замыканием обмоток сдают в ремонт или заменяют новым. Также, заменяют новыми изношенные подшипники вала стартера и изношенную шестерню привода.