Прежде, чем говорить о чип-тюнинге, в который раз заметим: любое вмешательство в конструкцию автомобиля не поощряется его производителем и влечет за собой лишение гарантии. Замена содержимого «мозгов», конечно, в глаза не бросается, но при желании может быть легко выявлена при помощи соответствующего оборудования или по косвенным признакам (например, повышенным или пониженным оборотам холостого хода). Несмотря на это, спрос на подобные услуги велик, а значит, и вся индустрия ускоренно развивается.
Чтобы понять, какие цели преследует чип-тюнинг, остановимся подробнее на стандартной (заводской) прошивке. Это не что иное, как обычная компьютерная программа, заложенная в памяти блока управления двигателем (ЭБУ). В ней записаны практически все рабочие параметры мотора.
Однако известно: угодить всем сразу (а точнее, любому покупателю серийной машины) практически невозможно. Так, молодой энергичный водитель способен пожертвовать лишним литром бензина на «сотню» во имя улучшения динамики, в то время как спокойному пожилому человеку гораздо важнее экономичность.
Проблемы решаемы
Существуют и другие ситуации, когда необходимо вмешательство в бортовое программное обеспечение. К примеру, во многих регионах в настоящее время популярна такая услуга, как удаление каталитического нейтрализатора и лямбда-зонда: бензин плохого качества быстро выводит их из строя. Если просто «выпотрошить» нейтрализатор и отсоединить клемму кислородного датчика, ЭБУ обнаружит отсутствие последнего и подаст сигнал об ошибке. Попытка не реагировать на включенный индикатор Check Engine может привести к тому, что реальные неполадки систем двигателя также останутся незамеченными. Поэтому программными методами блок управления «просят» не замечать такую мелочь — лямбда-зонд просто удаляютиз конфигурации.
Очень многие владельцы впрысковых ВАЗов жалуются на несовершенство штатной прошивки. Проявляется это по-разному. Не секрет, что 16-клапанные вазовские моторы порой просто невозможно запустить даже при не очень сильном морозе. Другая крайность- перегрев инжекторных двигателей в жару. В заводских версиях многих калибровок заложен температурный диапазон работы вентилятора охлаждения 105-101°С (у Bosch MP7 вентилятор включается только при 107°С). Сделано это для повышения экономичности и экологичности двигателя, однако бурлящий тосол (даже если он отвечает требованиям ГОСТа, температура его кипения может составлять 110°С) напрочь отбивает желание бороться за чистоту окружающей среды.
Также замечено, что у переднеприводных ВАЗов не вполне удачна конструкция замка зажигания. Ключ не всегда во-время возвращается и исходное положение, и стартер продолжает вращать маховик, в то время как двигатель уже запущен, что приводит к быстрому выходу из строя этого недешевого узла. Одно из напрашивающихся решений — заставить электронную систему управления двигателем (ЭСУД) отключить реле стартера после пуска.
Меняем программу
Перепрошивка — это не всегда смена программного обеспечения. Ино-гда ограничиваются корректировкой штатной программы. Для этого ЭБУ с помощью специального кабеля подключают к компьютеру: при наличии ноутбука блок управления даже не придется снимать с машины, Далее идет в ход специальное программное обеспечение. Борьба между программистами, не желающими, чтобы в их детища кто-либо вмешивался, и их коллегами, которым сделать это просто необходимо, похоже, будет продолжаться вечно. Первые создаютзащиту, вторые ее взламывают, затем- новый виток. Просмотр самого содержимого программы рядовому автолюбителю не скажет ровным счетом ничего: это лишь набор цифр. Однако с помощью программ-редакторов эти строки и столбцы приобретают вполне читаемый вид, Заметьте, для вмешательства в «мозги» автомобиля одного желания мало — нужны соответствующая квалификация и понимание процессов, происходящих в двигателе, поэтому, несмотря на простоту обращения, такие программы создают исключительно для профессионалов. Изменив ряд параметров в программе ЭБУ, обновленную версию сохраняют в памяти блока и устанавливают его на автомобиль. Если новая версия еще не опробована на практике, ее «обкатывают», проверяя целесообразность проведенной модернизации. После ряда корректировок, доказанных практическими результатами, программу записывают окончательно и в очередной раз защищают.Таким образом получаются готовые прошивки: на следующий ЭБУ можно сразу устанавливать«обкатанный»вариант.
Впрочем, не все блоки управления поддерживают внесение изменений через стандартный разъем. В таких случаях блок разбирают и заменяют оригинальную микросхему (тот самый чип) на собственную, содержащую новые установки.
Не чиповкой единой
В настоящее время услуги чип-тюнинга предлагают в основном владельцам отечественных впрысковых машин (ВАЗов и ГАЗов). Количество иномарок различных годов выпуска, а соответственно и прошивок их блоков управления достаточно велико, поэтому создавать отдельные тюнинговые программы и разрабатывать способы преодоления зашитыдостаточно накладно.