В связи с переходом на зимние условия эксплуатации техники, а также из-за ненадлежащего качества топлива двигатели оборудованные топливной системой Common Rail могут подвергнуться настоящему испытанию, так как при давлении от 300 атмосфер и выше, (до 2500!) кристаллизация летнего топлива может запросто «убить» форсунки в первую очередь, ну и конечно насос высокого давления, хотя последнее встречается крайне редко. Последствия ситуации, когда форсунки начинают лить топливо в цилиндры всем опытным автомобилистам хорошо известны, поэтому в этой статье «страшилок» не будет. Просто хотелось бы объяснить читателям, почему при появлении такой ошибки как » загрязненность фильтра предварительной очистки топлива» двигатель выводится в аварийный режим и ЭБУ (электронный блок управления) не позволяет двигателю развивать обороты свыше 1700-2000 и выходить на полную мощность.
Давайте сначала рассмотрим как устроена магистраль низкого давления в системах Common Rail…
Топливные системы Common Rail не все одинаковы, мы рассмотрим магистраль низкого давления топлива на примере рядного двигателя ЯМЗ семейства:65651 — 65654 и 536. На таких двигателях забор топлива в ТНВД происходит при помощи топливного насоса низкого давления, который встроен внутрь корпуса ТНВД. Он может быть роликового или шестеренчатого типа, но суть не в этом. Главное в его функции. Он призван подавать топливо в плунжерную секцию, которая обеспечивает давление в топливном аккумуляторе (рампе)
Но есть один момент, который нужно учитывать. Топливо, забирается из бака и проходя через фильтр предварительной (грубой) очистки поступает сразу в топливный насос низкого давления. Затем магистраль низкого давления следует через фильтра тонкой очистки, на которых установлен датчик давления топлива ( не путайте с датчиком давления в рампе измеряющим высокое давление поступающее на форсунки) Таким образом шестеренчатый насос находится между фильтрами тонкой и грубой очистки.
Что происходит если фильтра забиты? если забился ФГОТ (фильтр грубой очистки топлива), то насос создает отрицательное давление забирая топливо из бака, оно плохо проходит через ФГОТ и давление падает ниже 5 бар, датчик фиксирует это и выводит работу двигателя в аварийный режим. Если забиты фильтра тонкой очистки (ФТОТ), то давление наоборот растет, потому что они расположены после подкачивающего насоса. Порогом давления служащего основание для фиксации шибки является подъем давления выше 8 атмосфер.
Такое может произойти и с новыми фильтрами во время наступления холодов, когда не соответствующее нормам эксплуатации топливо может начать кристаллизацию, которую можно и не увидеть визуально. желательно такое топливо конечно заменить или воспользоваться включением подогрева топлива, если на автомобиле имеется возможность ручного управления подогревом.
Контроллер двигателя при наличии ошибки свидетельствующей о загрязненности топливных фильтров вводит аварийный режим работы потому, что последствия попадания некачественного топлива под высоким давления в форсунки приводит к быстрому выходу их из строя и дорогостоящему ремонту.