Когда однажды утром машина при заряженном аккумуляторе напрочь отказывается заводиться, вполне возможно, что все дело в катушке зажигания. Дело в том, что предугадать момент ее отказа практически невозможно, и приходится уже по факту наличия проблемы делать проверку.
От чего зависит работоспособность катушки
Классическая катушка зажигания или «бобина», как еще называют ее в народе — по сути, преобразователь низковольтного напряжения от АКБ и генератора в высоковольтное, которое далее поступает на свечи зажигания. То есть, это миниатюрный электротрансформатор.
Традиционная катушка, применяющаяся на карбюраторных моделях автотранспорта, состоит из двух обмоток. Первичная обмотка принимает низковольтные импульсы, например 12 Вольт. Как правило, это небольшое число витков (до 150) толстого изолированного медного провода. «Первичка» имеет 2 вывода на крышке катушки. Витков во вторичной обмотке значительно больше — до 30 тыс., но и провод используется намного тоньше. Один конец «вторички» идет на «минус» первичной обмотки, второй — на центральную клемму катушки. По центру обмоток есть сердечник, который усиливает магнитное поле. Корпус катушки изолирован, а его полости заполнены специальным маслом для трансформаторов.
Основопологающая характеристика, которая указывает на исправность практически любой катушки — это сопротивление обмоток.
Как проверить катушку зажигания тестером на ВАЗ 2106, а также ВАЗ 2109 и ВАЗ 2110 (карбюратор)
На старых ВАЗах найти катушку несложно. Она находится в зоне свободного доступа, под капотом. Для проверки потребуется обычный мультитестер, который за небольшую сумму можно приобрести во многих магазинах.
Видеоурок по измерению сопротивления катушки зажигания
Порядок действий следующий:
- Отключите «минус» на аккумуляторе. Отсоедините провода катушки зажигания, ослабьте кронштейны. Произведите очистку корпуса катушки. Если при этом были выявлены явные повреждения, трещины и т.п., лучше сразу поменяйте прибор новым, так как использовать такую катушку нельзя.
- На тестере включите режим омметра. Для проверки «первички» установите щупы или зажимы на боковые выводы, находящиеся на корпусе катушки. Дисплей тестера покажет около 3,07-3,5 Ом (родная катушка 2106 для контактной системы зажигания) или 0,45± 0,05 Ом (катушка 27.3705 под бесконтактную систему зажигания). Для ВАЗ 2108, 2109 и 2110 — 0,43±0,04 (катушка 3122.3705) и 0,42±0,05 Ом (катушка 8352.12). В случае, если «первичка» пробита или перегорела, показатели сопротивления, скорее всего, будут стремиться к бесконечности.
- «Вторичка» требует аналогичной проверки. Но теперь первый щуп идет на боковой вывод, а второй — на центральную клемму. Кроме того, показатели будут исчисляться в тысячах Ом. Так, в соответствии с заводскими цифрами по ВАЗ 2106 должно быть 5400-9200 Ом, для 2109 и 2110 — 0,40 кОм (катушка 3122.3705) или 1,00 кОм (катушка 8352.12).
- Проверьте также сопротивление изоляции на массу. Для этого один щуп установите на корпус катушки, второй — на каждую из клемм поочередно. Тестер должен показать не менее 50 мОм.
Сильные отклонения от нормального диапазона — повод заменить катушку новой. Следует заметить, что данный элемент системы зажигания не подлежит ремонту.
Проверяем работоспособность модулей зажигания: инжектор 8 16 клапанов
Системы зажигания на карбюраторных и инжекторных Ладах сильно отличаются. Так, «десятка» сперва комплектовалась классической корпусной катушкой зажигания, как и 2109. Но потом, с началом установки под капот впрысковых моторов на 8 клапанов, появилась необходимость в замене старой «бобины» более современным модулем зажигания. Данный элемент заключает в себе двухканальный коммутатор и сразу 2 катушки, которые дают искру для двух пар свечей зажигания. С приходом эры 16-клапанных моторов на Лады стали устанавливать индивидуальные катушки зажигания — по одной на каждую свечу. По правилам, модуль зажигания должен проверяться на специальном стенде. Но, как и в случае с классической катушкой, есть шанс добиться правды при помощи тестера.
Как проверить модуль зажигания на ВАЗ 2110 и ВАЗ 2114
Чтобы убедиться в исправности модуля зажигания на инжекторном 8-клапаннике, необходимо применить мультитестер в режиме омметра. Измерять следует сопротивление между парными выводами.
То есть, сперва замерьте сопротивление «вторичек» между выводами на 1 и 4 цилиндры, затем — на 2 и 3 цилиндры. Точные цифры можно узнать из руководств по эксплуатации конкретных моторов, но данная информация не имеет большого значения. Показатели просто не должны отличаться между собой, допускается амплитуда ±100 Ом. Если же сопротивление в парах разное, модуль подлежит замене.
Проверяем исправность катушек зажигания на Приоре мультиметром
В отличие от обычных 8-клапанных двигателей, где применяется модуль зажигания, более современные силовые агрегаты на 16 клапанов идут с 4 индивидуальными катушками. На конвейере устанавливаются немецкие катушки производства Bosch. Соответственно, для «лечения» таких деталей предусмотрено профессиональное оборудование. Для этого потребуется выложить около $300, что весьма недешево. Тем не менее, на практике возможна и дешевая самодиагностика.
Рекомендация: перед началом работ с мультиметром (тестером) проверьте его точность. Для этого выставьте сопротивление в положении 200 Ом и замкните щупы между собой. В идеале на дисплее должны высветиться одни нули.
Если нет — просто запомните или запишите эту цифру, чтобы потом отнимать ее от результатов замеров в качестве погрешности.
- Извлеките все катушки из посадочных мест и очистите их от грязи. Проверьте катушки на предмет разрушения резиновых элементов. Ничего такого не должно быть — иначе сразу замена.
- «Прозвоните» первичную обмотку. Для этого подсоедините щупы тестера к контактам 1 и 3 разъема (крайние выводы). Полярность значения не имеет. Показания сопротивления должны составить около 0,5 Ом. Если есть обрыв обмотки, тестер покажет очень большое число, близкое к бесконечности.
- Для замеров сопротивления «вторички» переключите омметр в положение 2000 кОм (2 мОм). В данном случае важна полярность: к пружинке внутри колпачка подключите красный провод, щуп черного провода установите на контакт 2 (посредине разъема). Сопротивление должно составить около 342 кОм.