Генератор является основным элементом системы энергоснабжения автомобиля. Его можно назвать «сердцем» электрооборудования. Генераторы имеют разную конструкцию и характеристики, но большинство современных автомобильных генераторов состоят из следующих компонентов:
-
Выпрямительный блок. Служит для преобразования переменного тока в постоянный.
-
Ротор генератора. Представляет собой вал с обмоткой генератора и двумя токосъемными кольцами.
-
Статор. Состоит из трех обмоток, которые соединены между собой одним из концов катушки, а вторые, свободные концы подключаются к диодному мосту (выпрямительному блоку).
-
Подшипники, шкив и корпус являются не электрическими элементами, но их состояние влияет на качество вращения ротора, а значит и на всю работу генератора в целом. И не стоит забывать про ремень. Ведь если заказать замену ремня генератора при очередном техническом обслуживании вам не придется пытаться обмануть свой автомобиль и пытаться поехать без этой недорогой, но важной запчасти.
Диагностировать генератор можно и не снимая с автомобиля. Но такая проверка будет поверхностной. Более глубокую диагностику можно выполнить лишь на специальном стенде, который может изменять обороты вращения, токовую нагрузку и многое другое. Всё же начинать рекомендуется именно с неё, в первую очередь обратив внимание на состояние ремня генератора и натяжного ролика. Если потребуется замена ремня генератора, то лучше обратиться к профессионалам, потому что cовсем непросто сделать это самому правильно без соответствующего оборудования.
После того как проверили состояние привода можно приступить измерениям, которые позволят определить состояние диодного моста и обмотки возбуждения. Для этой процедуры понадобится мультиметр с функцией проверки сопротивления. А еще придется снять с генератора встроенный регулятор напряжения, чтобы проверить мультиметром, что якорная обмотка цела. Для этого нужно щупы мультиметра подключить к контактным кольцам и измерить сопротивление. Если хоть какие-то показания есть, – это говорит о том, что обмотка цела. Далее, необходимо измерить сопротивление между «плюсовым» выводом генератора и «массой». После измерения, поменять щупы местами. В первом случае, показания прибора будут равны «единице», что значит – бесконечно большое сопротивление, а во втором случае будут показания в пределах 1400 Ом (в зависимости от модели диодного моста).
На современных автомобилях, а особенно на иномарках, без специального инструмента невозможно снять генератор или даже заменить ремень. Скорее всего, цена на такой инструмент будет заметно выше, чем стоимость замены ремня генератора. На большинстве автомобилей, чтобы снять генератор в первую очередь нужно ослабить натяжной ролик. Но даже на отечественной призоре, сделать будет проблематично без специального ключа.
Надо сказать, что на первый взгляд такая процедура как замена ремня привода генератора легко выполнима, но не стоит спешить с выводами. Прежде чем приступить, обязательно нужно изучить технологическую карту операции. И строго следовать этой пошаговой инструкции. Например, если на таком, казалось бы знакомо автомобиле как ВАЗ 2110 начать снимать генератор вместе с кронштейном на котором он установлен, то установить его обратно будет тяжело. Под тяжестью блока двигателя сместится соосность отверстий. Поэтому, лучше не экспериментировать.
Из практики автосервисов известно, что причиной около 15-ти % неисправностей связанных с исчезновением зарядки АКБ, являются проблемы с приводом ремня генератора. И не стоит также забывать, что этот ремень приводит в движение еще и вал насоса гидроусилителя руля, и привод газораспределительного механизма. Периодичность его замены зависит от каждой конкретной модели автомобиля и производителя запчастей, но рекомендуется это делать при каждом ТО-2.
Казалось бы мелочь, всего лишь ремень. Но даже обычная капля моторного масла, попавшая на его рабочую поверхность может доставить немало хлопот владельцу автомобиля, пока не выяснится в чем дело. Правильная установка момента натяжения такого ремня влияет на такие факторы как:
-
величина ресурса подшипников привода и натяжного ролика в случае если натяжение слишком велико.
-
бесперебойность работы генератора. Если натяжение слабое, то генератор может попросту не выйти на расчетные номинальные обороты из-за проскальзывания ремня. Многие опытные водители замечали такой сбой в работе генератора, когда после запуска двигателя на холостых оборотах зарядки нет, но стоит «дать газу» все приходит в норму. Это доказывает, что современные генераторы достаточны требовательны к условиям эксплуатации и даже износ ремня привода может оставить АКБ автомобиля без зарядки.