Индикатор КИ-4887-II ГОСНИТИ расхода картерных газов предназначен для определения технического состояния деталей цилиндро-поршневой группы и клапанов механизма газораспределения двигателя. Состояние этих деталей влияет на мощность, экономичность работы двигателя, дымность выпускных газов, запускаемость двигателя. В свою очередь, и состояние топливной аппаратуры влияет на эти показатели.
При неудовлетворительной работе двигателя целесообразно вначале проверить техническое состояние деталей цилиндро-поршневой группы и клапанов, чтобы устранить необходимость выполнения более сложных операций! проверки дизельной топливной аппаратуры.
При такой проверке индикатором измеряют количество (расход) газов, прорывающихся в картер из камеры сгорания двигателя. При проверке клапанов измеряют количество воздуха, проходящего через неплотности прилегания клапанов к гнездам. Воздух подают в камеру сгорания компрессорно-вакуумной установкой КИ-4942 при постоянном давлении! 0,2 МПа.
Индикатор состоит из дроссельного расходомера с жидкостным дифференциальным манометром, эжектора для отсоса газов, соединительных шлангов и конусного наконечника. При измерении расхода картерных газов патрубок при помощи шланга соединяют с эжектором, устанавливаемым на выпускную! трубу двигателя, или соединяют с заборником, размещавемым на впускной трубке воздухоочистителя (при снятом фильтре грубой очистки воздуха). Патрубок шлангом соединяют с конусным наконечником, вставляемым в маслозаливную горловину двигателя. Герметизируют отверстия под масломерную линейку и сапун.
Измерения ведут на работающем двигателе без нагрузки, при номинальной частоте вращения коленчатого вала, достигаемой соответствующим положением рычага управления регулятором.
Пробку индикатора вывертывают и в каналы (сообщается с атмосферой), дифференциального манометра заливают воду до середины шкапы. Втулку вращают до тех пор, пока максимальное деление шкалы (полное открытие дросселирующего отверстия индикатора) не совпадет с риской
Полностью открывают отверстие в патрубке. Вращая попеременно Втулку и заслонку, добиваются, чтобы в момент замера уровень жидкости в канале (соединенном с выпускным патрубком, отсасывающим газы) был на 15 мм (7,5 делений) выше уровня в канале (соединенном с впускным патрубком), а уровни жидкости в каналах были одинаковыми. По шкале против риски отсчитывают расход газов. Таким образом, при измерении в картере создается атмосферное давление.
Принцип действия индикатора основан на зависимости количества отсасываемых газов от площади проходного сечения дросселирующих отверстий при заданном постоянном перепаде давлений 150 Па, измеряемом дифференциальным манометром.
Заданный перепад давлений достигается поворотом втулки и заслонки на выпускном патрубке. При повороте втулки изменяется площадь дросселирующего отверстия, через которое отсасываются эжектором газы из патрубка, соединенного с картером двигателя.
При повороте заслонки на выпускном патрубке изменяется величина отверстия, соединяющего выпускной патрубок с окружающей атмосферой, следовательно, и величина разрежения, которое передается дросселирующему отверстию.
Пределы измерений расхода газов индикатором 2…178 л/мин. При проверке утечки воздуха через сопряжение выпускной клапан — гнезд конусный наконечник впускного трубопровода индикатора плотно прижимают отверстию выпускной трубы двигателя, при проверке утечки через сопряжение впускного клапана индикатор присоединиют к впускной трубе воздухоочистителя (при снятом фильтре грубой очистки воз духа). В камеру сгорания компрессоров подают воздух. Кроме описанного выше индикатор! расхода газов, выпускают также газораходомер ППГ-1 подобного назначения.