Определитель КИ-13902 ГОСНИТИ для измерения угла опережения подачи топлива и фаз газораспределения состоит из моментоскопа КИ-4941, указателя, магнита, чертилки и шаблонов угломеров.
При помощи магнита на двигателе рядом со шкивом или маховиком устанавливают указатель. Обычно это в.м.т. поршня на такте сжатия или положение коленчатого вала, при котором должно быть начало подачи топлива или начало открытия клапана. Для этого двигатель имеет установочную шпильку и сверление в маховике, метки на маховике, на шкиве коленчатого вала.
В исходном положении на ободе шкива или маховика чертилкой наносят риску против указателя, прикрепленного магнитом. Устанавливают на штуцер первой секции топливного насоса моментоскоп, поворачивают коленчатый вал но момента геометрического начала подачи топлива (по моментоскопу) и наносят вторую риску.
Прикладывают шаблон к ободу и по шкале на шаблоне определяют угол между рисками. Цена деления шаблона один градус. Моментоскоп присоединяют к насосам двигателей ЯМЗ, у которых трубки расположены в горизонтальном направлении, при помощи переходника, имеющегося в наборе.
С перепускного клапана испытуемого насоса снимают топливопровод и заглушают выход топлива через клапан, установив на него втулку или ввернув вместо клапана пробку (заглушку) в отверстие головки насоса.
От штуцера насосной секции отсоединяют топливопровод высокого давления и вместо него устанавливают отрезок трубки с изогнутым концом, насос состоит из плунжера с нагнетательным клапаном, приводимым в движение вручную от рычага.
Процесс измерения подобен применяемому на безмоторных стендах, где вместо ручного насоса для тех же целей используют насос с электроприводом. При нагнетании топлива ручным насосом в головке топливного насосе создается давление, превышающее давление открытия нагнетательного клапана (перепускной клапан заглушён), и топливо из штуцера вытекает через изогнутую трубку наружу Медленно вращая коленчатый вал двигателя при: одновременной подкачке топлива ручным насосом, замечают, когда топливо прекращает вытекать из трубки (торец плунжера перекрывает впускное отверстие втулки плунжера). В этот момент коленчатый вал не доходит до в.м.т. поршня первого цилиндра на величину угла опережения подачи топлива!
При неудовлетворительной плотности прилегания клапана к седлу топливо через изогнутую трубку начинает капать в начале нагнетания его ручным насосом, когда клапан еще прижат пружиной к седлу.
Вместо насосов с ручным приводом зарубежные фирмы для тех же целен выпускают насосы с электроприводом в виде отдельного агрегата. Электронный прибор для определения угла опережения впрыска топлива и частоты вращения коленчатого вала двигателя. Прибор переносного типа выполнен в виде металлического чемодана с ручкой и съемной крышкой.
В комплект входит датчик начала впрыска топлива и импульсная стробоскопическая лампа. Датчик присоединяют к линии топливо подачи между форсункой и топливопроводом высокого давления (не снимая форсунки с двигателя). Электрический провод от датчика соединяют с прибором через штепсельный разъем. Прибор включают проводом в сеть электрического тока напряжением 220 В.
Против маховика или шкива, имеющих одну и ту же частоту вращения с коленчатым валом двигателя, в удобном для подхода месте крепят указатель. Вращают коленчатый вал двигателя и находят в.м.т. поршня первого цилиндра.
В этом положении наносят метку на маховике или шкиве против указателя. Запускают двигатель и включают тумблер и переключатель. Стрелка тахометра показывает частоту вращения (об/мин) коленчатого вала.
Включают рычажок на корпусе блока импульсной (стробоскопической) дампы. Она начинает вспыхивать в момент впрыска топлива форсункой. Подносят импульсную лампу к указателю в.м.т. и вращают рукоятку прибора до тех пор, пока метка на маховике (шкиве) в момент вспышки лампы не будет находиться против указателя в.м.т.
Собственно процесс измерения угла происходит при вращении рукоятки. Когда рукоятка прибора находится в исходном положении, то стрелка прибора стоит против нулевого деления шкалы, а лампа стробоскопа вспыхивает в момент начала впрыска топлива форсункой, регистрируемого датчиком
у форсунки. В этот момент метка на маховике (шкиве) не доходит до указателя в. м. т. на величину угла опережения впрыска топлива. Вращением рукоятки прибора момент вспышки лампы постепенно сдвигается в сторону в. м. т. При этом угол поворота коленчатого вала, на который сдвинут момент вспышки лампы, стрелка прибора показывает на шкале.
Устройство КИ-9917 ГОСНИТИ для проверки форсунок на двигателе состоит из корпуса, в котором смонтирована плунжерная пара, рукоятки привода плунжера, ручки-резервуара, манометра и топливопровода высокого давления.
В ручку-резервуар заливают дизельное топливо. Пружина и поршень создают давление топлива на впуске в плунжерную пару. От проверяемой на двигателе форсунки отсоединяют рабочий топливопровод высокого давления и присоединяют топливопровод. Действуя рукояткой, нагнетают топливо в форсунку, как при испытании ее на стационарном приборе. Замечают деление на шкале манометра против стрелки в момент впрыска топлива форсункой (максимальное давление, показываемое стрелкой манометра). Полученные показания манометра сравнивают с номинальным и допустимым в эксплуатации значениями давления начала впрыска топлива.
До отсоединения рабочего топливопровода от форсунки необходимо тщательно протереть форсунку и топливопровод, удалив загрязнения с поверхности деталей.