Моментоскоп КИ-4941 отличается от описанного выше тем, что его выпускают в комплекте с технологической пружиной. Эта пружина предназначена для определения угла опережения подачи Топлива, когда плунжерные пары имеют повышенный износ.
Значение пружины заключается в следующем. Мениск топлива начинает двигаться в прозрачной трубке моментоскопа после того, как плунжер, медленно перемещаясь вверх, перекроет впускное отверстие втулки плунжера и сожмет топливо до давления, при котором начинает подниматься нагнетательный клапан.
Это давление зависит от жесткости пружины Клапана. Если плунжерная пара изношена, то для создания необходимого давления плунжер после перекрытия впускного отверстия дополнительно перемещается вверх, а кулачковый вал дополнительно поворачивается на некоторый угол. Это перемещение плунжера , компенсирует утечки топлива из надплунжерного пространства через повышенный зазор в месте износа плунжерной пары.
При работе двигателя плунжер движется быстро и и момент перекрытия впускного отверстия утечка топлива в месте износа незначительна. В результате установка угла опережения подачи топлива по моментоскопу при повышенном износе плунжерных пар дает более ранний впрыск, чем при неизношенных парах.
Технологическая пружина обладает меньшей жесткостью, чем пружина нагнетательного клапана, и если се установить при измерении угла опережения подачи топлива моментоскопом, то давление начала подъема нагнетательного клапана уменьшится, и мениск будет трогаться ближе к моменту перекрытия плунжером пропускного отверстия. Вследствие этого для плунжерных пар с повышенным износом обеспечивается оптимальный угол опережения впрыска топлива при работе двигателя.
Недостатком применения технологической пружины является то, что для первой установки требуется вывертывать нажимной штуцер из корпуса насоса. При этом нарушается пломбировка насоса и не исключено попадание грязи в штуцер.