Давайте рассмотрим на примере автомобиля КамАЗ 43118, двигатель 740.63-400, блок управления Bosch EDC7UC31. Надо сказать, что эта ошибка была в начале не единственной. При диагностировании ЭБУ «ругался» еще на дозатор топлива отвечающий за давление в топливном аккумуляторе. Было как минимум три ошибки из серии: «Нарушение режима управления дозатором ТНВД — Превышено максимальное положительное отклонение…» При появлении этих ошибок двигатель перестал развивать обороты выше 1700 и после холодного пуска работал крайне неустойчиво. Одним словом – винегрет. Давайте разбираться с проблемой детально.
Начнем с того, почему двигатель получил ограничение максимальных оборотов. На самом деле, это обыкновенная защитная реакция ЭБУ на зафиксированные проблемы в работе двигателя и его систем. Проблемы могут быть самыми разными, от неисправности ТНВД или форсунок, до обрыва в цепи датчика скорости. Таким образом контроллер позволяет «доехать до гаража» с минимальным ущербом для автомобиля.
«Нарушение режима управления дозатором ТНВД…»
Дозатор топлива находится на ТНВД и управляется ШИМ-сигналом. По сути это обычный клапан, который регулирует поток топлива поступающий в плунжерную секцию. Заменить его не составляет труда, что и приходится зачастую делать при появлении ошибок такого рода. Итак, клапан-дозатор мы заменили. Обратите внимание, что клапан-дозатор или MeUn (другие встречающиеся названия см. здесь) очень часто выходит из строя по банальной причине плохого качества топлива или попадания в систему грязи при неаккуратной замене фильтров тонкой очистки.
После замены дозатора топлива остались две проблемы: ошибка говорящая о превышении топливоподачи топливным насосом на холостом ходу и затрудненный пуск двигателя. Что нужно делать в такой ситуации? Для начала следует понять алгоритм появления такой ошибки. Дело в том, что заводом-изготовителем в ЭБУ заложена программа, которая определяет количество топлива необходимое для нормальной работы данного двигателя на холостом ходу. Но если двигатель в этом режиме работает неустойчиво, контроллер пытается «влить» больше топлива в цилиндры не давая двигателю заглохнуть. Именно об этом и говорит ошибка – «Превышение топливоподачи топливным насосом на холостом ходу» Причиной плохой работы двигателя в режиме ХХ может быть что угодно, но ответ будет всегда один и реакция одна – появление данной ошибки и ограничение оборотов двигателя до 1700-1800. Причин может быть много, но скорее всего виноваты не электрические компоненты системы. Чаше всего, надо искать проблему в топливной аппаратуре, начиная с магистрали низкого давления. В нашем случае, оказалась неисправной одна из форсунок, которая слишком много топлива сливала в систему «обратки». Такая неисправность встречается довольно часто на автомобилях Камаз 43118. Проверить состояние форсунок легко. Для этого достаточно открутить трубку обратного слива и запустить двигатель. Проблемную форсунку видно сразу. Она сливает обратно в бак намного больше топлива, чем другие.
Вывод: Появление ошибки «Превышение топливоподачи топливным насосом на холостом ходу… » говорит лишь о том, что контроллер сам увеличивает объем топлива, чтобы двигатель не заглох, и тут же выводит это как ошибку.