Как работает система впрыска с насос-форсунками Bosch EDC 15Р электрическая схема, состав и расположение компонентов
Система впрыска с насос-форсунками UIS (Unit Injector System) относится к так называемым индивидуальным системам впрыска и конструктивно представляет собой отдельный ТНВД, объединенный с форсункой впрыска, на каждый цилиндр двигателя с приводом непосредственно от распредвала. Конструкция UIS системы выглядит следующим образом (см. рис. 1):
- насос форсунка установлена в головке блока двигателя над каждым цилиндром;
- распылитель форсунки 4 находится в камере сгорания 8;
- распредвал двигателя 2 имеет по кулачку привода на каждую насос-форсунку;
- момент впрыска и цикловая подача топлива регулируются с помощью электромагнитного клапана 3 насос-форсунки.
Рис. 1. Конструкция системы впрыска с насос-форсунками UIS: 1 — коромысло привода UIS; 2 — распредвал двигателя; 3 — электромагнитный клапан UIS; 4 — распылитель UIS; 5 — разъем подключения UIS; 6 — плунжер U1S; 7 — корпус U1S; 8 — камера сгорания двигателя
Такая конструкция обеспечивает высокий гидравлический КПД, давление впрыска до 2000 bar и соответственно низкий удельный расход топлива, хорошие экологические характеристики и высокий крутящий момент. Единственным существенным недостатком системы впрыска UIS является высокая пульсирующая нагрузка на привод распредвала, так например, аналогичная нагрузка в системе UPS (Unit Pump System) на порядок ниже.
Система впрыска с насос-форсунками работает следующим образом:
- топливо подается из бака электрическим насосом под давлением 1… 1,5 bar на вход механического шиберного насоса, приводимого распредвалом. Насос создает в магистрали низкого давления насос-форсу-нок необходимое рабочее давление (от 3 bar на х.х до 7,5 bar на максимальных оборотах двигателя);
- плунжер насос-форсунки, приводимый коромыслом распредвала, создает высокое давление в распылителе в момент включения электромагнитного клапана. Моментом впрыска и количеством цикловой подачи топлива управляет ЭСУД;
- высокое давление развивается насос-форсунками непосредственно в зоне впрыска топлива в камеру сгорания. Из-за очень короткого топливного канала инерция в создании необходимого давления отсутствует, что и обеспечивает возможность достижения пиковых значений давления топлива до 2000 bar;
- очень малое время впрыска, характерное для системы UIS, приводит к повышенной шумности работы двигателя и увеличению выброса оксидов азота в ОГ. Для борьбы с этими явлениями используется предварительное впрыскивание топлива;
- ЭСУД, интегрированная в общую систему управления автомобиля, обеспечивает выполнение функций управления рециркуляцией ОГ, давлением наддува, защитой от несанкционированного запуска двигателя, обмен данными с системой управления трансмиссией, кондиционером и другими системами автомобиля.
Рассмотрим диагностику компонентов ЭСУД Bosch EDC 15Р на примере автомобиля Volkswagen Passat 1,9D TD1 PD 2001-2004 гг. выпуска.
Двигатель этой конструкции оснащен системой UIS PI, относящейся к так называемым индивидуальным системам с управлением по времени с помощью встроенного электромагнитного клапана. Максимальная цикловая подача в UIS Р1 составляет около 60 мм3 при максимальном давлениивпрыска около 2050 bar, что обеспечивает максимальную цилиндровую мощность около 25 кВт.
ЭСУД Bosch EDC 15Р, управляя закрытием электромагнитного клапана UIS, определяет момент впрыска и величину цикловой подачи топлива.
Используя данные необходимых датчиков, ЭСУД выбирает оптимальные значения величины цикловой подачи и момента впрыска топлива, управляет системой рециркуляции отработанных газов, временем включения пусковых свечей накаливания.
Кроме того, ЭСУД Bosch EDC 15Р имеет интегрированную систему самодиагностики, поддерживающую протоколы OBD II и производителя.
В управляющей программе ЭСУД Bosch EDC 15Р предусмотрены режимы защиты двигателя при отказах компонентов системы управления. Так при выходе из строя различных датчиков (температуры, позиции педали акселератора, измерителя расхода воздуха) или при низком давления наддува отключается режим полной подачи топлива или фиксировано устанавливается режим холостого хода. При появлении таких неисправностей, как отказ одной или нескольких форсунок, выход из строя датчиков СКР и СМР, работа двигателя блокируется ЭСУД.
Принципиальная схема ЭСУД Bosch EDC 15Р двигателя Volkswagen Passat 1,9D TDI PD «AVB» представлена на рис. 2.
Рис. 2. Принципиальная схема ЭСУД Bosch EDC 15Р двигателя Volkswagen Passat 1,9D TDI PD «AVB»
На рис. 2:
15 — Ignition switch — ignition ON (шина «15» бортовой сети);
30 — Battery + (шина «30» бортовой сети);
31 — Battery — (шина «31» бортовой сети);
50 — Ignition switch — start signal (шина «50» бортовой сети);
А130 — Diagnostic module, CAN data bus (шина данных бортового контроллера связи);
А162 — Immobilizer control module (блок управления иммобилайзером);
А163 — AC compressor control module (блок управления компрессором кондиционера);
А35 — Engine control module (ЕСМ) (блок управления впрыском топлива);
А5 — Instrument panel (панель приборов);
А63 — AC control module (блок управления кондиционером);
А75 — Instrumentation control module (блок управления приборной панелью);
В121 — Barometric pressure (BARO) (sensor — датчик атмосферного давления);
В132 — Camshaft position (CMP) sensor (датчик положения распредвала);
В138 — Accelerator pedal position (APP) sensor (датчик позиции педали акселератора);
В24 — Engine coolant temperature (ЕСТ) sensor (датчик температуры системы охлаждения);
В25 — Intake air temperature (IAT) sensor (датчик температуры воздуха);
B30 — Mass air flow (MAF) sensor (датчик массового расхода воздуха);
В31 — Fuel temperature sensor (FTS) (датчик температуры топлива);
ВЗЗ — Vehicle speed sensor (VSS) (датчик скорости);
B4 — Engine coolant temperature gauge sensor )датчик температуры охлаждающей жидкости);
В54 — Crankshaft position (CKP) sensor (датчик положения коленвала);
В83 — Manifold absolute pressure (MAP) sensor (датчик разряжения во впускном коллекторе);
F — Fuse (предохранители);
Н5 — Engine oil pressure warning lamp (контрольная лампа аварийного давления масла);
К20 — Fuel lift pump relay (реле насоса подачи топлива из бака);
К206 — Engine coolant blower motor run-on relay (реле вентилятора системы охлаждения);
К22 — Glow plug relay (реле свечей накаливания);
K242-I — Engine coolant heater relay 1, low output (реле подогрева системы охлаждения низкой интенсивности);
K242-II — Engine coolant heater relay 2, high output (реле подогрева системы охлаждения высокой интенсивности);
К273 — Fuel cooling pump motor relay (реле насоса системы охлаждения топлива);
К46 — Engine control relay (главное реле питания);
К76 — Ignition auxiliary circuits relay (дополнительное реле замка зажигания);
LHD — left-hand drive (леворульное авто);
Ml — Starter motor (стартер);
M12 — Fuel lift pump (FLP) (насос подачи топлива из бака);
Ml28 — Fuel cooling pump motor (FCP) (насос системы охлаждения топлива); Р7 — Tachometer (тахометр);
Р9 — Vehicle speedometer (спидометр);
R5 — Glow plug (свечи накаливания);
R57 — Crankcase breather heater (нагреватель сапуна картера);
R93 — Engine coolant heater (нагреватель системы охлаждения двигателя); RHD — right-hand drive (праворульные авто);
S13 — Brake pedal position (ВРР) switch (концевик педали тормоза);
S258 — Clutch pedal position (СРР) switch (концевик педали сцепления);
S30 — Heated rear window switch (выключатель обогрева заднего стекла); S337 — Accelerator pedal position (APPS) switch (концевик датчика позиции педали акселератора);
S61 — Transmission kick-down switch (концевик режима «kick-down» автоматической трансмиссии);
579 — Cruise control master switch (главный выключатель системы круиз-контроля);
580 — Cruise control selector switch (переключатель режимов системы круиз-контроля);
XI — Data link connector (DLC) (диагностический разъем);
X28-I — Fuse box/relay plate, fascia 1 (монтажный блок салона № 1);
X28-IV — Fuse box/relay plate, engine bay (монтажный блок моторного отсека); Х88 — AC connection (разъем кондиционера);
Y102 — Intake manifold air control solenoid (IMACS) (клапан управления впускным коллектором);
Y28 — Exhaust gas recirculation (EGR) solenoid (клапан системы рециркуляции ОГ);
Y3 — Injector (UIS) (насос-форсунка впрыска);
Y68 — Turbocharger (ТС) wastegate regulating valve (регулятор давления наддува);
АКП — автоматическая трансмиссия.
В схемах электрооборудования автомобилей Volkswagen Passat принята следующая маркировка электропроводки:
bl-blue — синий;
gn-green — зеленый;
rs-pink — розовый;
ws-white — белый;
x-braided cable — экранированный кабель;
br-brown — коричневый;
gr-grey — серый;
rt-red — красный;
hbl-liht blue — голубой;
у-high tension — высоковольтный (свечной) провод;
el-cream — кремовый;
nf-neutral — бесцветный;
sw-black — черный;
hgn-light green — светло-зеленый;
ge-yellow — желтый;
og-orange — оранжевый;
vi-violet — фиолетовый;
rbr-maroon — бордовый.
На рис. 3 представлено размещение компонентов системы впрыска Bosch EDC 15Р на кузове Volkswagen Passat I,9D TDI PD «AVB» 2001-2004 годов выпуска.
Рис. 3. Размещение компонентов ЭСУД Bosch EDC 15Р на кузове Volkswagen Passat: 1 — датчик АРР (над педалью акселератора)*; 2 — концевик APPS (встроен АРР датчик); 3 — датчик BARO (для LHD встроен ЕСМ); 4 — датчик BARO (для RHD встроен ЕСМ); 5 — концевик 1/11 ВРР (над педалью тормоза); 6 — датчик СМР; 7 — концевик СРР (над педалью сцепления); 8 — датчик СКР; 9 — разъем DLC (рядом с рукояткой ручного тормоза); 10 — ЕСМ (для леворульных авто); 11 — ЕСМ (для праворульных авто); 12 — главное реле питания (для LHD позиция 4 монтажного блока моторного отсека); 13 — главное реле питания (для RHD позиция 4 монтажного блока моторного отсека); 14 — датчик ЕСТ; 15 — клапан EGR; 16 — Насос системы охлаждения топлива; 17 — реле насоса FCP (для леворульных авто, позиция 3 монтажного блока моторного отсека); 18 — реле насоса FCP (для праворульных авто, позиция 3 монтажного блока моторного отсека); 19 — насос FLP (в топливном баке); 20 — реле насоса FLP (включая двигатель AJM, позиция 5 монтажного блока № 2); 21 — реле насоса FLP (исключая двигатель AJM, позиция 10 монтажного блока № 2); 22 — механический топливный насос; 23 — датчик FTS; 24 — Реле свечей накаливания (позиция 4 монтажного блока № 2); 25 — свечи накаливания; 26 — насос-форсунки; 27 — датчик 1АТ (встроен в датчик МАР); 28 — клапан 1MACS (для двигателей AJM/ATJ/AVB); 29 — клапан IMACS (для двигателей AVF/AWX); 30 — датчик МАР; 31 — датчик MAF; 32 — клапан ТС; 33 — датчик VSS
* В скобках описано размещение компонентов системы впрыска вне моторного отсека автомобиля
На рис. 4 показано расположение реле и предохранителей электрических цепей системы впрыска Bosch EDC 15Р на кузове Volkswagen Passat (компоненты системы впрыска выделены на рисунках красным цветом).
Рис. 4. Монтажные блоки Bosch EDC 15Р: F2, F4, F5, F6, F7, К46, К242 I-II, К273 см. фрагмент 4а (у правой стойки в моторном отсеке); F13, F28 см. фрагмент 4б (в салоне, справа под приборной панелью); К20, К22 см. фрагмент 4в (в салоне, справа под приборной панелью)