Исследование, проведенное немецкой ассоциацией страхования, показало, что 50% столкновений из-за невнимательности при соблюдении дистанции, происходят вообще без какого-либо торможения и целых 70% происходят с торможением, которого недостаточно, чтобы вовремя остановить транспортное средство. Кроме того, почти 75% всех несчастных случаев, которые приводят к травмам, происходят в пределах города, на скоростях ниже 20 км. в час. Система автономного экстренного торможения (AEB — Autonomous Emergency Braking Systems) предназначена для предотвращения или минимизации ущерба от подобного вида аварий.
AEB это системы мониторинга условий во время движения вперед. Если авария, как представляется, неизбежна, эта система будет автоматически применять соответствующее торможение. Система помощи аварийного торможения Continental, например, использует в оценке ситуации три лазерных луча для сканирования дороги на предмет наличия препятствий до восьми метров вперед. Система способна предотвращать столкновения, если разница скоростей между двумя транспортными средствами составляет менее км. в час. На скорости больше 10 км / ч, система может уменьшить тяжесть последствий.
Volvo XC60 реализует технологию двойного режима обнаружения от Continental, которая способна обнаруживать пешеходов, а также другие транспортные средства, и применять полное тормозное давление на скорости 5 до 20 км. в час. Система использует инфракрасный лазер, расположенный за зеркалом заднего вида и камеру высокого разрешения для обнаружения объекта. Сочетание двух технологий зондирования позволяет системе более точно оценивать ситуацию для дальнейших действий по предотвращению аварии. Другие системы используют радары и/или датчики для обнаружения потенциальных препятствий на дороге впереди автомобиля.
Большинство систем AEB не тормозят до последнего возможного момента, предупреждая водителя, используя звуковые и визуальные предупреждения. Торможение обычно активируется позже, чем в ситуации, когда обычный водитель, который внимательно смотрит на дорогу станет тормозить. Следовательно, система с малой долей вероятности вмешивается в нормальное управление автомобилем, поэтому действия водителя, не являются зависимыми от системы автоматического торможения.